[Закрыть]
 
popoff.donetsk.ua
Можно ли быть несовершенным?
Начало | Новости | Статьи | Форум | Опросы | Карта сайта | Обо мне
popoff.donetsk.ua - Статьи - Психология и философия - С других сайтов - Зигмунд Фрейд - Недовольство культурой - Сноски
Я это делаю
Персональное меню
Голосование
Деньги, либо любимое занятие? Постоянный адрес этого вопроса
Деньги, но неинтересная работа и невозможность уделить время семье
Интересная работа, возможность саморазвиваться, но нищенский заработок
Ваш возраст (не обязательно)
Почему? (не обязательно)

Голосование закрыто.

Поиск по сайту
Реклама
Программное обеспечение любой сложности
koins.com.ua
Статистика

Сноски

Постоянный адрес статьи

1 Liuli, 1923, После появления обеих книг - оЖизнь Рамакришнып и оЖизнь Вивеканандып (1930) мне нет нужды скрывать, что упомянутым другом является Ромен Роллан. 2 Граббе Д. Хр. Ганнибал. оДа, из мира нам не уй- ти. Мы в нем однаждып. 3 См. многочисленные работы Ференци о развитии оЯп и чувства оЯп, начиная с его оЭтапов развития чувства реальностип (1913) и вплоть до статей П. Федерна (1926, 1927 и далее). 4 The Cambridge Ancient History. Т. VII, 1928. оThe founding of Romaп by Hugh Last.

5 Гете в оКротких ксенияхп (стихи из литературного наследия) 6 На бо- лее низком уровне об этом говорит в оБлагочестивой Еленеп Вильгельм Буш: оУ кого заботы, у того и выпивкап. 7 Гете даже предупреждал: оНет ничего менее переносимого, чем вереница хороших днейп. Быть может, это все-таки преувеличение. 8 Если особые склонности не предписывают со всею требова- тельностью направление жизненным интересам, простая, доступная всякому работа по призванию может занять то место, на которое своим мудрым сове- том указывал Вольтер. В рамках краткого обзора невозможно дать соот- ветствующую оценку значимости работы для экономии либидо. Ни одна другая техника руководства жизнью не связывает так прочно с реальностью, как поглощенность работой. Она надежно вовлекает индивида по крайней мере в одну область реальности - в человеческое общество. Возможность перемеще- ния значительной части либидонозных компонентов - нарциссических, агрес- сивных и собственно эротических - в трудовую сферу и связанные с нею че- ловеческие отношения придает этой деятельности ценность, каковая не ус- тупает ее необходимости для поддержания и оправдания своего существова- ния в обществе. Когда она свободно выбрана, профессиональная дея- тельность приносит особого рода удовлетворение: с помощью сублимации становятся полезными склонности, доминирующие или конституционально уси- ленные влечения. И тем не менее труд как путь к счастью мало ценится людьми. Они не прибегают к нему так охотно, как к другим возможностям удовлетворения. Подавляющее большинство людей работают только под давле- нием нужды, и самые тяжкие социальные проблемы проистекают из этой при- родной неприязни людей к труду.

9 Cp. оFormulierungen uber die zwei Prinzipien des psychischen Geschehensп, 1911; оVorlesungen zur Einfuhrung in die Psychoanalyseп, XXIII. 10 Я вынужден указать хотя бы на один пробел, оставленный тем, что было выше изложено. Рассматривая возможности счастья для человека, нельзя пропускать относительную взаимосвязь нарциссизма и направленного на объект либидо. Желательно выяснить, какое значение для экономии либи- до имеет эта направленность на самого себя.

11 См. оБудущее одной иллюзиип. 1927. 12 Психоаналитический материал, неполный и не поддающийся достоверной интерпретации, все же дает нам од- ну - звучащую фантастически - гипотезу о происхождении этого великого человеческого деяния. Кажется, первобытный человек имел обыкновение ту- шить встретившийся ему огонь собственной мочой и получал тем самым удов- летворение детского желания. Имеющиеся сказания не оставляют сомнений в том, что первоначальное понимание извивающихся, взмывающих вверх языков пламени было фаллическим. Тушение огня мочеиспусканием (вспомним позд- нейших гигантов - Гулливера у лилипутов или Гаргантюа у Рабле) было чем-то вроде полового акта с мужчиной, наслаждения мужской силой в гомо- сексуальном соревновании. Кто первым отказал себе в этом удовольствии, пощадил огонь, тот смог унести его с собой и поставить себе на службу, Укротив огонь собственного сексуального возбуждения, он покорил природ- ную силу огня. Это великое завоевание культуры было своеобразной награ- дой за отречение от влечения. В дальнейшем женщина была поставлена хра- нительницей домашнего очага, поскольку уже по своему анатомическому строению она не могла себе позволить такого удовольствия. Заслуживает внимания и постоянные свидетельства аналитического опыта о взаимосвязи честолюбия, огня и уретральной эротики.

13 См. оХарактер и анальная эротикап (1908) и многочисленные статьи Д. Джонса и др. 14 Хотя органическая периодичность сексуальности сохра- няется, но ее влияние на психическое сексуальное возбуждение едва ли не стало собственной противоположностью. Изменение связано в первую очередь с прекращением возбуждения, вызываемого в мужской психике менструальными запахами. Эту роль берут на себя зрительные раздражения, которые, в от- личие от обоняния, обладали постоянным воздействием. Табу менструации происходит из этого оорганического вытесненияп, как защита от уже прео- доленной стадии развития, Все прочие мотивации имеют, вероятно, вторич- ный характер (ср. C.D. Daly Hindusmythologie und Kostrationskomrlex, Imagoо XIII, 1927). Этот процесс повторяется на другом уровне, когда бо- ги ушедшего периода превращаются в демонов. Уменьшение роли обоняния са- мо по себе есть следствие перехода к прямохождению, подъема с земли. Это сделало видимыми ранее скрытые гениталии - требующие защиты вызывающие чувство стыда. У истоков рокового культурного процесса мы обнаруживаем выпрямившегося человека, Отсюда идет цепь следствий: обесценение обоня- ния и избегание женщин в период менструации, преобладание зрения, обна- женность половых органов - а затем постоянное сексуальное возбуждение, образование семьи; так мы подходим к порогу человеческой культуры. Это лишь теоретическая спекуляция, но она заслуживает точной проверки пос- редством изучения образа жизни ближайших к человеку животных. Социальный момент явно присутствует и в культурном стремлении к чистоте, которое в дальнейшем будет обосновываться гигиеной, но которое существовало задол- го до того, как были сформулированы гигиенические требования. Чистоплот- ность проистекает из желания удалить экскременты, сделавшиеся неприятны- ми для чувственного восприятия. Мы знаем, что в детской дело обстоит иначе: у детей они не вызывают никакого отвращения, рассматриваются как отделившиеся, но полноценные части собственного тела. Требуется энергич- ное воспитание, чтобы ускорить развитие и сделать экскременты чем-то ничтожным, тошнотворным, мерзким и дурным для ребенка. Такая переоценка вряд ли была бы возможной, если бы телесные выделения не сделались пре- досудительными по одному своему запаху, разделяя тем самым судьбу всех обонятельных раздражений после выпрямления человека. Так анальная эроти- ка делается жертвой оорганического вытесненияп, пролагающего дорогу к культуре. О социальном факторе, обеспечивающем дальнейшие изменения анальной эротики, свидетельствует тот факт, что, несмотря на весь чело- веческий прогресс, запах собственных экскрементов почти не отталкивает, в отличие от испражнений других. Нечистоплотный человек, т. е, тот, кто не скрывает свои выделения, оскорбляет тем самым другого, относится к нему неуважительно - об этом говорят и самые сильные ругательства. Было бы столь же непонятно, почему человек использует как ругательство имя своего самого преданного друга из животного мира, не будь у собаки двух свойств, вызывающих презрение человека. Будучи животным с развитым обо- нянием, собака не испытывает отвращения к своим экскрементам и не сты- дится своих сексуальных функций.

15 Я давно оценил небольшой рассказ - оThe Appletreeп,- утонченного английского писателя Дж. Голсуорси, пользующегося ныне всеобщим призна- нием. В нем на редкость убедительно показано, что в жизни сегодняшнего культурного человека не осталось места для простой и естественной любви двух людей.

16 Ранее высказанное предположение можно подкрепить следующими заме- чаниями; человек есть недвусмысленно бисексуальное по своей конституции животное. В индивиде сплавлены две симметричные половинки,одна из кото- рых, по мнению ряда ученых, является мужской, а другая женской. Первона- чально они обе могли иметь гермафродитный характер. Пол - это биологи- ческий факт, его трудно понять психологически, несмотря на всю значи- мость его для душевной жизни. Для нас привычно говорить следующим обра- зом: у каждого индивида имеются как мужские так и женские влечения, пот- ребности, черты, но мужской или женский характер - дело анатомии, а не психологии. Для последней противоположность полов сводится к активности и пассивности, где активность почти без сомнений связывается с мужским, а пассивность с женским началом (хотя в животном мире нередки исключе- ния). Учение о бисексуальности пока что слишком смутно; помехой для пси- хоанализа оказывается отсутствие всякой связи этого учения с учением о влечениях. Как бы там ни было, стоит принять как факт стремление каждого индивида удовлетворять как мужские, так и женские свои желания. Тогда мы должны признать и возможность того, что один и тот же объект не в состо- янии его удовлетворить. Влечения препятствуют друг другу, если не удает- ся разделить их и направить каждое по особому, только ему соразмерному пути. Другая трудность возникает потому, что эротическая связь часто со- держит не только садистический компонент, но и-откровенно агрессивную предрасположенность. Объект любви не всегда проявляет к этим сложностям достаточно понимания и терпимости - как та крестьянка, которая плака- лась, что муж ее больше не любит, потому что уже неделю ее не порол.

Высказанное в примечании (стр. 96) предположение касается самых глу- боких оснований: вместе с выпрямлением человека и уменьшением роли обо- няния оказывается под угрозой органического вытеснения не только анальная эротика, но и сексуальность вообще. Сексуальная функция с этого времени сопровождается неискоренимым сопротивлением, которое мешает пол- ному удовлетворению и отклоняет функцию от сексуальной цели к сублимации и смещениям либидо. Блейлер уже указывал на существование такой изна- чально отклоняющейся от сексуальной жизни установки (см. Bleuerг. Der Sexualwiderstand. Jahrbuch furpsychoanalyt. und psychopathl. Forschungen. Bd. V, 1913). Для многих невротиков (и не только невроти- ков) толчком к отклонению был тот факт, что оInter urinas et faeces nascimurп. Гениталии также вызывают сильный запах, невыносимый для мно- гих людей и омрачающий их сексуальные отношения. Корнем прогрессирующего вместе с культурой вытеснения сексуальности оказывается органическое сопротивление со стороны новой формы жизни, связанной с прямохождением - по отношению к более ранним стадиям животного существования. Этот ре- зультат научного исследования, как то ни странно, совпадает с часто про- возглашаемыми банальными предрассудками. Но пока что все это - лишь не- достоверные и не подкрепленные наукой представления. Не следует также забывать, что при несомненном уменьшении роли обоняния даже в Европе есть народы, высоко оценивающие столь отвратительные для нас запахи по- ловых органов как средства сексуального возбуждения (см. данные исследо- ваний фольклора - оанкетуп И. Блоха оО чувстве обоняния в vita sexulisп. См. различные номера ежегодника оAnthropophyteiaп Ф. С. Крауса).

17 Великий поэт может себе позволить хотя бы в шутку высказать зап- ретные психологические истины. Так Г. Гейне признается: оЯ человек самых мирных убеждений. Мои желания: скромная хижина, соломенная крыша над го- ловой, зато добротная кровать, хорошая еда, свежие молоко и масло, цветы под окном, несколько красивых деревьев напротив двери, Если же всемилос- тивому Богу вздумается сделать меня совсем счастливым, то он даст мне радость тем, что на этих деревьях будут висеть шесть или семь моих вра- гов. Перед их смертью я растроганно прощу им все зло, причиненное мне за все время жизни - да, врагам нужно прощать, но не раньше, чем они пове- шенып (Гейне. оМысли и идеип).

18 Того, кто в юности испытал нужду и нищету, безразличие и высокоме- рие имущих, не заподозришь в том, что он лишен понимания и благожела- тельности к ведущим борьбу за имущественное равенство и за все то, что из него следует. Но если эту борьбу оправдывают абстрактным требованием справедливости в силу равенства всех людей, то здесь напрашиваются воз- ражения. Природа в высшей степени неравномерно одарила людей телесными и духовными способностями и установила этим такое неравенство, против ко- торого нет никаких средств.

19 См. оМассовая психология и анализ «Я»п. 1921. 20 Противоположность между неустанной тенденцией Эроса к расширению и общей консервативной природой влечений бросается в глаза и может стать исходным пунктом пос- тановки следующих проблем. 21 Тождество злого начала с деструктивным влечением убедительно выражено у Мефистофеля Гете:

... ничего не надо.
Нет в мире вещи, стоящей пощады.
Творенье не годится никуда.
Итак, я то, что ваша мысль связала
С понятьем разрушенья, зла, вреда.
Вот прирожденное мое начало,
Моя среда.

Своим противником сам дьявол считает не святое, не благо, а природную силу, созидающую и преумножающую жизнь, т. е. Эрос.

В земле, в воде, на воздухе свободном
Зародыши роятся и ростки
В сухом и влажном, теплом и холодном.
Не завладей я областью огня,
Местечка не нашлось бы для меня".

22 Наш нынешний подход без опасений можно выразить одной фразой: в любом проявлении инстинкта принимает участие либидо, но не все в нем принадлежит либидо. 23 Вероятно, с уточнением деталей; как и в силу ка- кого загадочного события эта борьба приняла такие формы. 24 Вспомним о знаменитом мандарине Руссо. 25 Нужно принимать во внимание, что в этом наглядном изображении резко разделяется то, что в действительности про- текает более плавно. Речь идет не только о существовании оСверх-Яп, но также о его относительной силе и сфере влияния. Все сказанное выше о со- вести и вине само по себе общеизвестно и почти бесспорно.

26 О таком укреплении морали несчастьями пишет Марк Твен в своем пре- восходном маленьком рассказе оThe firstmelon J ever storeп. Случайно эта первая дыня оказалась неспелой. Я слышал рассказ из уст самого Марка Твена, Прочитав название, он сделал паузу и спросил, как бы колеблясь: оWas it the first?п. Этим все сказано: первая не была единственной. 27 Как это верно подчеркивалось Мелани Клейн и другими английскими автора- ми.

28 Фр. Александер в работе оПсихоанализ и целостная личностьп (1927) в связи с исследованием Айхорна о беспризорности соответствующим образом оценил два типа патогенного воспитания - непомерную строгость и ба- ловство, оЧрезмерно мягкий и снисходительныйп отец способствует образо- ванию у ребенка слишком сильного оСверх-Яп, ибо под воздействием окружа- ющей его любви у него не остается иного выхода, кроме обращения агрес- сивности внутрь. У беспризорника, выросшего без любви, падает уровень напряжения между оЯп и оСверхЯп, и вся его агрессивность может оказаться направленной вовне. Таким образом, если отвлечься от предполагаемого конституционального фактора, можно сказать, что строгая совесть образу- ется из взаимодействия двух жизненных сил - отказа от влечений, освобож- дающего от оков агрессивность, и опыта любви, который направляет эту аг- рессивность внутрь и передает ее оСверх-Яп.

29 оТак совесть делает из всех нас трусовп... Сокрытие от юношества той роли, которую играет в жизни сексуальность не единственный упрек современному воспитанию. Оно грешит кроме того и тем, что не подготавли- вает молодежь к агрессивности, обрекает стать ее жертвой. Воспитание вы- пускает юношество в жизнь со столь неверной психологической ориентацией, как если бы полярную экспедицию снаряжали летней одеждой и картами верх- неитальянских озер. При этом очевидно злоупотребление этическими требо- ваниями. Их суровость не многим бы вредила, если бы воспитатель говорил: такими люди должны быть, чтобы стать счастливыми и делать счастливыми других; но нужно считаться с тем, что они не таковы. Вместо этого моло- дежи твердят о том, что все остальные держатся этических предписаний, а потому добродетельны. Этим обосновываются требования, чтобы и молодежь сделалась такою же.

Смотрите так же

Статьи
 
Психология и философия
 
С других сайтов
 
Зигмунд Фрейд
 
Недовольство культурой
 
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Часть 6
Часть 7
Часть 8
Приложение
Сноски