[Закрыть]
 
popoff.donetsk.ua
Рамирез однажды сказал: «Если я думаю, что мы станем друзьями, то я буду больше общаться, расскажу о себе больше и сделаю все, чтобы дружба развивалась. Если я не вижу в человеке друга, то сделаю все наоборот».
Начало | Новости | Статьи | Форум | Опросы | Карта сайта | Обо мне
popoff.donetsk.ua - Статьи - Психология и философия - С других сайтов - Зигмунд Фрейд - Недовольство культурой - Приложение
Я это делаю
Персональное меню
Голосование
Деньги, либо любимое занятие? Постоянный адрес этого вопроса
Ваш возраст (не обязательно):

Введите целое число от 3 до 99.
Почему? (не обязательно):
Другие вопросы
Поиск по сайту
Реклама
Программное обеспечение любой сложности
koins.com.ua
Статистика

Приложение

Постоянный адрес статьи

Завершив оБудущее одной иллюзиип осенью 1927 г., Фрейд два года прак- тически не работал из-за тяжелой болезни. Летом 1929 г. он начинает пи- сать книгу, работа над которой идет необычайно быстро: уже в ноябре того же года рукопись находится в издательстве, две главы публикуются в пси- хоаналитическом журнала. Книга вышла в самом конце 1929 г., но уже с да- той о1930п на обложке. Первоначально Фрейд хотел озаглавить книгу оНес- частье в культуреп (оDas Ungluck in der Kulturп), но затем заменил онес- частьеп на онедовольствоп. (Das Unbehaben), поставив тем самым в нелег- кое положение переводчиков на другие европейские языки. Во-первых, тер- мин окультурап чрезвычайно многозначен, и если в русском языке он имеет, наряду с прочими, тот же смысл, который вкладывается в него немецкоязыч- ными философами, то в английском и французском переводах (Civilization and Its Discontents, Malaise de civilization) пришлось поменять окульту- руп на оцивилизациюп - Фрейд специально оговорился, что не проводит меж- ду ними различий. Во-вторых, немецкое название передает два оттенка - онедовольство в культуреп существует у людей потому, что они недовольны ею, имеется онедовольство культуройп, о котором и идет речь в книге.

Человек принадлежит двум царствам, природе и обществу, он разрывается между ними, его существование есть вечный конфликт - эти идеи при- сутствовали и в ранних работах Фрейда, где речь шла о подавлении сексу- ального влечения социальными нормами. Теперь помимо либидо в поле зрения оказываются последствия подавления агрессивного влечения, рассматривает- ся феномен оудивительной враждебностип к культуре. С древности (даосы, киники и др.) естественное противопоставлялось искусственному, природное - культурному, Конечно, Руссо не призывал нас овстать на четверенькип, а Ницше не предлагал уподобиться охищным зверямп, но так или иначе оппози- ция природа - культура на протяжении последних двух столетий воспроизво- дится и в ученых трактатах, и в массовом сознании европейцев, становясь особенно острой в критические, переломные моменты истории. С одной сто- роны, предлагается картина бедствий, которые несет с собою цивилизация, доносятся призывы к естественности, оопрощениюп, ожизни по природеп. С другой стороны, раздаются голоса противников: оВглядитесь и вдумайтесь в естественное, в поступки и желания человека, не тронутого цивилизацией, и вы отпрянете в ужасе. Все прекрасное и благородное является плодом ра- зума и расчетап (Бодлер Ш. Об искусстве. М., 1986. С. 308), В 10 - 20-е гг. нашего века получили самое широкое хождение окультуркритицизмп и окультурпессимизмп, противопоставление ожизнип и окультурып стало общим местом европейской философии.

Многие положения Фрейда напоминают идеи Шопенгауэра и Ницше, а крити- ка тех или иных сторон современной культуры близка офилософии жизнип. В подавлении естественных влечений он видел главный источник неврозов, ны- нешнее онедовольство культуройп связывал с избыточностью налагаемых об- щественными нормами запретов. Но Фрейд не идеализировал жизнь первобыт- ных племен, а в развитии науки, техники и социальных институтов он видел несомненный прогресс. Всякая культура покоится на запретах, причем наси- лие над естественными влечениями оказывается трагической необходимостью. Помимо либидо имеется агрессивное влечение, и человечество, обладающее мощными техническими средствами, способно уничтожить себя в войне.

Мышлению Фрейда всегда был присущ дуализм, имевший и свою сильную сторону, поскольку психическая жизнь всегда понималась им как конфликт противоборствующих сил, не статически, а динамически. В начале века он писал о сексуальном инстинкте и инстинкте самосохранения (оинстинкты - Яп), но затем последний был сведен к первому (через нарциссизм). Дест- руктивность Фрейд считал компонентом сексуального инстинкта, хотя опре- деленные колебания у него имелись. Поскольку садизм несомненно включает в себя, наряду с сексуальным, и агрессивное влечение, Фрейд был склонен выводить деструктивность из анально-садистической стадии развития либи- до. Поэтому он отверг первые попытки своих последователей (С. Шпильрайн) ввести в метапсихологию учение об оинстинкте смертип.

Строго говоря, термин опансексуализмп верно характеризует учение Фрейда лишь в 10-е гг., когда вся психика казалась проявлением либидо. Такая позиция представляла немалую опасность для психоанализа, поскольку в таком случае напрашивался вывод Юнга о том, что либидо есть психичес- кая энергия как таковая, не имеющая специфически сексуального характера. При этом многие психические явления упорно не редуцировались к либидо. Поэтому иногда Фрейд возвращался к оинстинктам - Яп - например, в оСудьбах влеченийп (1915), где он писал, что оненависть как объектное отношение старше любвип, поскольку проистекает из инстинкта самосохране- ния у нарциссического оЯп, отрицающего внешний мир. Агрессивность предс- тавала, таким образом, то как модификация сексуального инстинкта, то как сторона оинстинктов - Яп.

По собственному признанию Фрейда, к изменению позиции его толкнули, с одной стороны, необъяснимые в рамках прежней модели неврозы ветеранов первой мировой войны, а с другой - теоретические размышления, мотивиро- ванные той же мировой войной. Следует учитывать, что эта война положила конец сравнительно мирному веку европейской истории (1815 - 1914) и мно- гим его иллюзиям. Если до войны природные влечения часто предстают у Фрейда как благо, нечто само по себе ценное, но подавляемое общественны- ми институтами, то после войны эти взгляды претерпевают изменения. Поми- мо этого для учения, которое к тому времени уже претендовало на объясне- ние всех социальных явлений, было явно не по силам найти корни мировой бойни н сколь угодно широко понятой сексуальности.

Решительный поворот был совершен в 1920 г., когда Фрейд опубликовал работу оПо ту сторону принципа удовольствияп. В ней была осуществлена радикальная ревизия учения о влечениях, Фрейд возвращается к дуализму, но теперь рядом с сексуальным влечением стоит независимое деструктивное - оинстинкт смертип. Аргументация Фрейда, в самом общем виде, такова. Все живое является носителем специфической жизненной энергии, которая, однако, управляется теми же законами, что и все природные процессы. Вто- рой закон термодинамики говорит о росте энтропии: системы с высоким уровнем организации стремятся к хаосу отепловой смертип, к возврату в исходное- простое состояние, Фрейд замечает, что все живые организмы на- делены не только стремлением к усложнению в процессе эволюции, но и стремлением к саморазрушению, к возврату в неорганическое состояние. Это относится и к психической жизни, которая стремится к онулевому уровнюп возбуждения. Наслаждение приносит разрядку возбуждения, уменьшение пси- хического напряжения,- в этом проявляется действие опринципа нирванып, стремление психики вернуться в неорганическое состояние. Второй закон термодинамики становится психологическим влечением, оинстинктом смертип.

Первоначально деструктивное влечение направлено внутрь, против самой психики, затем оно направляется на внешний мир и выступает как агрессив- ность. В случае подавления внешне направленной агрессивности она накап- ливается вокруг оСверх - Яп, что ведет к болезненному чувству вины, беспричинному страху, неврозам, мании преследования, а то и к самоу- бийствам. Точно такая же модель применяется Фрейдом и к сексуальному инстинкту: первоначально влечение направлено на собственное тело (опер- вичный нарциссизмп), зятем влечение становится объектным, но в опреде- ленных обстоятельствах неудовлетворенное объектное влечение может вновь вернуться к нарциссизму в разного рода патологиях.

Фрейд придерживался гидравлической модели психики: чем меньше агрес- сивность выплескивается вовне в деструктивных актах, тем сильнее ее дав- ление на психику индивида, тем больше вероятность, что данное влечение прорвет все запруды и заявит о себе в актах немотивированного насилия. Поскольку агрессивность принадлежит человеческой природе, никакими об- щественными реформами нельзя обуздать насилие. Происходит вечная борьба между инстинктом жизни, Эросом, объединяющим живые существа во все более сложные союзы, и Танатосом, оинстинктом смертип и разрушения.

Далеко не все психоаналитики приняли это учение об оинстинкте смер- тип, тем более, что Фрейду так и не удалось пересмотреть типологию нев- розов, исходя из предложенного изменения метапсихологии. В клинике нев- розов психоаналитики предпочитают объяснять агрессивность фрустрациями, некоторыми чертами характера, воспитанием в раннем детстве. О врожденной агрессивности много говорилось в 60 - 70-е гг., но это было связано с трудами этологов, прежде всего К.Лоренца. Попытки соединить психоанализ с идеями этологов предпринимали сравнительно немногие аналитики, пос- кольку Лоренца и Фрейда объединяет лишь гидравлическая модель психики. В рамках неофрейдизма агрессивность объясняется не биологическими им- пульсами, а структурой характера - наиболее разработанную концепцию предложил Э. Фромм (оАнатомия человеческой деструктивностип, 1973).

Работа оНедовольство культуройп привлекла внимание многих философов и социологов. Она была главным источником идей многих офрейдо-марксистов (оЭрос и цивилизацияп Маркузе и др.). Идеи Фрейда о окультурном Сверх - Яп сыграли определенную роль в становлении американской культурной ант- ропологии (учение о обазисном типе личностип). Некоторые мысли, впервые высказанные в данной работе, были развиты Фрейдом в его лекциях по вве- дению в психоанализ, а также в публикуемых и данном издании работах оПо- чему война?п и оЧеловек Моисей и монотеистическая религияп.

В основу всех последующих переизданий берется второе издание 1931 г., в котором имеются небольшие добавления.

Смотрите так же

Статьи
 
Психология и философия
 
С других сайтов
 
Зигмунд Фрейд
 
Недовольство культурой
 
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Часть 6
Часть 7
Часть 8
Приложение
Сноски