[Закрыть]
 
popoff.donetsk.ua
Не стремись знать все, чтобы не стать во всем невеждой. /Демокрит/
Начало | Новости | Статьи | Форум | Опросы | Карта сайта | Обо мне
popoff.donetsk.ua - Статьи - Психология и философия - С других сайтов - Зигмунд Фрейд - Недовольство культурой - Часть 8
Я это делаю
Персональное меню
Голосование
Деньги, либо любимое занятие? Постоянный адрес этого вопроса
Ваш возраст (не обязательно):

Введите целое число от 3 до 99.
Почему? (не обязательно):
Другие вопросы
Поиск по сайту
Реклама
Обмен электронных валют
money.dn.ua
Статистика

Часть 8

Постоянный адрес статьи

Под конец такого пути автор должен извиниться перед читателями - он не был умелым вожатым, не уберег от пустынь и трудных обходных троп. Без сомнения, можно было бы справиться с этим и лучше. Попытаюсь в заверше- ние хоть как-то восполнить упущенное.

У читателя могло возникнуть впечатление, будто рассуждения о чувстве вины ломают рамки этой работы, занимают слишком много места и оттесняют на обочину другие вопросы, с которыми они даже не всегда связаны. Это могло нарушить стройность изложения, но полностью соответствует нашему намерению - представить чувство вины как важнейшую проблему развития культуры показать, что платой за культурный прогресс является убыток счастья вследствие роста чувства вины29. Странность этого окончательного вывода нашего исследования объясняется, наверное, совершенно особым, не вполне осмысленным, отношением между чувством вины и нашим сознанием. В обычных, нормальных случаях раскаяния чувство вины достаточно ощутимо для нашего сознания. Мы даже привыкли вместо очувства винып говорить о осознании винып. Изучение неврозов, которому мы многим обязаны для пони- мания нормальности, показывает нам всю противоречивость этих взаимоотно- шений. В неврозе навязчивых состояний чувство вины назойливо навязывает- ся сознанию, оно господствует как в клинической картине болезни, так и в жизни больного, оно теснит все остальное. Но в случае иных неврозов чувство вины остается совершенно бессознательным, не выявляя и малой части своего реального воздействия. Больные не верят, когда мы предпола- гаем у них обессознательное чувство винып. Чтобы они хоть как-то нас по- нимали, мы рассказываем им о бессознательной потребности в наказании, в которой находит выражение чувство вины. Не следует переоценивать этих сопоставлений с формами неврозов - и при неврозе навязчивых состояний имеются типы больных, которые не воспринимают своего чувства вины или ощущают его как мучительное неприятное чувство, какую-то тревогу, мешаю- щую совершать определенные действия. Когда-нибудь все это станет нам по- нятнее. Здесь было бы уместно только заметить, что чувство вины есть то- пическая разновидность страха - в своих позднейших фазах развития оно полностью совпадает со страхом перед оСверх-Яп. Взаимоотношения сознания со страхом дают ту же картину многообразных вариаций. Страх стоит за всеми симптомами, но он то шумно притязает на все сознание целиком, то так хорошо прячется, что вынуждает говорить о бессознательном страхе. Или даже о бессознательной возможности страха, если мы желаем сохранить в чистоте научно-психологическую совесть - ведь страх есть прежде всего ощущение. Вполне допустимо, что созданное культурой чувство вины также неузнаваемо как таковое, остается по большей части бессознательным или обнаруживается как недовольство, неудовлетворенность, для которых отыс- кивается другая мотивировка. Религии, по крайней мере, никогда не игно- рировали роль чувства вины в культуре. Они даже претендуют на избавление человечества от этого чувства, именуемого ими грехом (чему я не дал со- ответствующей оценки в другом месте30) . По тому, как достигается это избавление в христианстве - жертвенной смертью одного человека, принима- ющего на себя общую вину всех - мы пришли к выводу относительно первого случая обретения этой изначальной вины, с которого берет свое начало и культура31. Полезным, хотя и не принципиально важным, было бы разъясне- ние некоторых терминов, которые часто употреблялись нами слишком вольно или один вместо другого: оСверх-Яп, совесть, чувство вины, потребность в и наказании, раскаяние. Все они обозначают разные стороны одного и того же отношения. оСверх-Яп - это открытая нами инстанция, а совесть - одна из приписываемых оСверх-Яп функций. Совесть осуществляет надзор и суд над действиями и умыслами оЯп, она действует как цензор. Чувство вины, жестокость ооСверх-Яп - это, как и в случае суровой совести, ощущаемая оЯп слежка, контроль за напряженными взаимоотношениями стремлений оЯп и требований оСверх-Яп. Лежащий в основе всего этого отношения страх перед критической инстанцией, потребность в наказании - это проявление инс- тинкта ооЯп, сделавшегося мазохистским под влиянием садистического оС- верх-Яп. Иначе говоря, оЯп употребляет часть имеющегося у него внутрен- него деструктивного влечения для установления эротической связи со оС- верх-Яп. О совести можно говорить лишь после того, как доказано наличие оСверх-Яп, а сознание вины надо признать возникшим ранее, таким образом оно старше совести. В таком случае чувство вины есть непосредственное выражение страха перед внешним авторитетом, напряжения между оЯп и авто- ритетом. Чувство вины - прямой потомок конфликта между потребностью в любви и стремлением к удовлетворению влечений (задержка последнего соз- дает склонность к агрессии). Взаимное наложение двух уровней чувства ви- ны - из страха перед внешним и внутренним авторитетом - затрудняло нам понимание совести. Раскаяние - это общее обозначение реакций оЯп на чувство вины, Раскаяние содержит в почти непреобразованном виде материал ощущений страха и является само по себе наказанием, включает в себя пот- ребность в наказании, а потому оно может быть старше совести.

Столь же небесполезно было бы проследить те противоречия, которые временами вносили запутанность в наше исследование. Чувство вины было то следствием неосуществленной агрессии, то результатом агрессии как раз совершенной (по своему историческому происхождению от отцеубийства). На- ми был найден выход из этого затруднения: с подключением внутреннего ав- торитета, оСверхЯп, отношение существенно изменилось. Ранее чувство вины совпадало с раскаянием, и мы отмечали, что раскаяние означало только ре- акцию на действительно совершенный акт агрессии. Затем различие между намерением и совершением агрессии утратило свою силу вследствие всеведе- ния оСверх-Яп. Чувство вины могли теперь вызывать не только действи- тельно совершенные акты насилия - это всем известно,- но и лишь замышля- емые - таково открытие психоанализа. Несмотря на изменение психологичес- кой ситуации, конфликт двух влечений воздействует сходным образом.

Именно здесь следует искать решение загадки сложных взаимоотношений чувства вины с сознанием. Чувство вины из раскаяния за деяние всегда осознано; оно может оставаться бессознательным, будучи восприятием по- буждения. Правда, этому противоречит невроз навязчивых состояний (и во- обще не все так просто), Второе противоречие заключалось в том, что энергия агрессивности оСверх-Яп предстает сначала как продолжение энер- гии наказания со стороны внешнего авторитета; согласно другому взгляду, она является, скорее, собственной агрессивностью, не нашедшей применения и сталкивавшейся с этим препятствующим ей авторитетом. Первая точка зре- ния лучше согласуется с историей, вторая - с теорией чувства виновности. Противоречие, казавшееся непримиримым, было чуть ли не полностью сглаже- но более детальным анализом: общим и существенным в обоих случаях оказы- вается перенесение агрессивности внутрь. Клинические наблюдения в свою очередь позволяют различать два действительных источника агрессивности оСверх-Яп. В отдельных случаях доминирует воздействие одного или друго- го, но в целом они взаимодействуют. Думаю, что в данном пункте следует всерьез отстаивать ту точку зрения, которую я ранее рекомендовал в ка- честве предварительной гипотезы. В новейшей аналитической литературе предпочтение отдается учению, согласно которому всякое отречение, любое препятствие удовлетворению влечения ведет или может вести к росту чувства вины32. Мне кажется, что можно внести теоретическое упрощение, если относить это только к агрессивным влечениям - тогда эту гипотезу нелегко опровергнуть. Иначе как объяснить динамически и экономически рост чувства вины, приходящий на место неудовлетворенного эротического влечения? Это возможно лишь окольным путем, когда препятствие эротичес- кому удовлетворению возбуждает частичную агрессию против мешающего удов- летворению лица, после чего подавляется и сама агрессивность. Но и а этом случае в чувство вины преобразуется только подавляемая и вытесняе- мая оСверх-Яп агрессивность. Я убежден, что многие процессы можно предс- тавить проще и яснее, если ограничить психоаналитическое учение о произ- водном характере чувства вины агрессивными влечениями. Клинический мате- риал не дает здесь однозначного ответа, поскольку ни одно из двух влече- ний не встречается в чистом, изолированном от другого, виде. Но разбор экстремальных случаев подтвердит, скорее, указанное мною направление. Мне хотелось бы воспользоваться выгодами этого более точного подхода применительно к процессу вытеснения. Известно, что симптомы неврозов яв- ляются заменителями удовлетворения неосуществимых сексуальных желаний. По ходу аналитической работы мы не без удивления обнаружили, что почти за всяким неврозом скрывается известная доля бессознательного чувства вины. Оно, в свою очередь, подкрепляет симптомы, использует их как ору- дия наказания. Когда влечение подлежит вытеснению, то его либидонозные составляющие превращаются в симптомы, а его агрессивные компоненты - в чувство вины. Даже если эта формулировка лишь приблизительно верна, то и тогда она заслуживает интереса.

У иных читателей этого сочинения могло возникнуть впечатление, что они слишком часто слышали формулу о борьбе между Эросом и инстинктом смерти. Она должна была характеризовать культурный процесс, в который вовлечено человечество, но применялась также для индивидуального разви- тия и, наконец, для раскрытия тайн органической жизни. Представляется неизбежным сопоставление этих трех процессов. Применение одной и той же формулы оправдывается тем, что культурное развитие человечества и разви- тие индивида являются в равной степени жизненными процессами, к ним при- менимы всеобщие характеристики жизни. Правда, это ничего не дает для их разграничения. Пока что нам достаточно сказать, что культурный процесс представляет собой такую модификацию жизни, которая возникает под влия- нием Эроса и по требованиям Ананке, реальной нужды. Задачей культурного процесса является объединение одиночек в сообщество либидонозно связан- ных друг с другом людей. Но если пристально посмотреть на соотношение культурного развития человечества и индивидуального процесса развития или воспитания индивида, то мы без колебаний решим, что они сходны по своей природе, если вообще не представляют собой один и тот же процесс развития разнородных объектов. Конечно, культурное развитие человеческо- го рода есть абстракция более высокого порядка, чем развитие индивида. Поэтому его труднее изобразить наглядно, а при поиске аналогий возможны натяжки и преувеличения. Но при однородности целей не удивляет и сходство средств осуществления: здесь - включения индивида в ряды чело- веческой массы, там - установление из множества коллективов их единства. Огромное значение имеет одна отличительная черта обоих процессов. Прог- рамма принципа удовольствия в индивидуальном развитии крепко держится главной цели - достижения счастья, Вхождение в сообщество или приспособ- ление к нему суть необходимые условия достижения Этой цели, хотя не будь этих условий, идти к ней было бы легче. Иначе говоря, индивидуальное развитие предстает как продукт интерференции двух стремлений: именуемого оэгоистическимп стремления к счастью и стремления к объединению с други- ми, именуемого оальтруистическимп. Оба эти наименования не идут далее поверхностных характеристик. В индивидуальном развитии подчеркивается эгоизм стремления к счастью; другое стремление, окультурноеп, как прави- ло, довольствуется здесь ролью ограничителя. Иначе при культурном про- цессе, где главенствует цель - создать единство из множества индивидов; хотя еще сохраняется цель оосчастливитьп индивида, она оттесняется на задний план. Кажется даже, что сотворение огромного человеческого сооб- щества достигается тем успешнее, чем меньше заботы о счастье индивида. Таким образом, индивидуальное развитие имеет особые черты, которые не повторяются в культурном процессе человечества. Первый процесс имеет целью вхождение индивида в сообщество только там, где он совпадает со вторым. Подобно тому, как планета вращается не только вокруг собственной оси, но и вокруг центрального тела, отдельный человек, следуя по своему собственному жизненному пути, принимает участие и в развитии человечест- ва, Нашему слабому зрению игра небесных сил кажется застывшим и вечно самому себе равным порядком; в органическом мире, напротив, мы видим взаимную борьбу сил и непрерывную смену результатов этого конфликта. У каждого индивида сталкиваются два стремления - к собственному счастью и к единению людей; точно так же враждуют и оспаривают друг у друга место под солнцем процессы индивидуального и культурного развития. Но эта борьба прямо не вытекает из непримиримого антагонизма двух первичных влечений, Эроса и Смерти. Здесь мы имеем дело с раздором в самом хо- зяйстве либидо, сравнимым со спором о распределении либидо между оЯп и объектами. Эта борьба, будем надеяться, допускает согласие индивида с обществом в культуре будущего, сколь бы этот раздор не отягощал сегод- няшнюю жизнь индивида.

Аналогию между культурным и индивидуальным развитием можно сделать еще более широкой. А именно, предположив, что у общества также формиру- ется некое оСверх-Яп, оказывающее влияние на развитие культуры. Для зна- тока различных культур было бы заманчивой задачей - проследить эту ана- логию во всех деталях, Я ограничусь несколькими бросающимися в глаза мо- ментами. оСверх-Яп любой культурной эпохи имеет тот же источник, что и оСверх-Яп индивида. Им является впечатление, оставленное вождями, людьми подавляющей духовной силы, либо людьми, у которых одна из человеческих страстей получила самое сильное и чистое - поэтому часто одностороннее - выражение. Иногда аналогия идет еще дальше: достаточно часто, если не всегда, эти личности при жизни подвергаются насмешкам, преследуются или даже жесточайшим образом уничтожаются. Ведь и праотец был обожествлен много позже своей насильственной смерти. Самым трогательным примером по- добной судьбы может служить личность Иисуса Христа, если только она не принадлежит мифу, вызванному к жизни мрачной памятью о том изначальном убийстве. Совпадение есть и в другом: культурное оСверх-Яп, как и оС- верх-Яп индивида, выдвигает сильные идеальные требования, наказывает острахом совестип за непослушание. Удивительно то, что в массовом прояв- лении эти душевные процессы более доступны нашему сознанию, чем в инди- видуальном, когда отчетливо воспринимается только агрессивность оС- верх-Яп. У индивида агрессивность предстает как упреки оСверх-Яп в слу- чае напряжения, тогда как находящиеся на заднем плане требования остают- ся бессознательными. Если их довести до сознания, то обнаружится, что они совпадают с предписаниями оСверх-Яп данной культуры. Культурное раз- витие массы и индивидуальное развитие так сочетаются и переплетаются друг с другом, что многие свойства оСверх-Яп легче обнаружить, наблюдая за поведением культурного сообщества, а не индивида.

оСверх-Яп культуры формирует свои идеалы и требования, к которым от- носятся и объединяемые под именем этики требования к взаимоотношениям между людьми, Во все времена этике придавали огромное значение, ожидали от нее чрезвычайно важных деяний. Действительно, этика обращается к тому пункту, в котором легко распознать самое больное место культуры. Этику можно понять как попытку терапевтического воздействия, как усилие дос- тичь с помощью заповедей оСверх-Яп того, что не сумела сделать вся ос- тальная работа культуры. Речь здесь идет о том, как устранить с пути культуры самое серьезное препятствие - конститутивную агрессивность че- ловека. Поэтому наш интерес привлекла новейшая заповедь оСверх-Яп культуры: возлюби ближнего твоего как самого себя. Изучение и терапия неврозов привели нас к двум упрекам по отношению к индивидуальному оС- верх-Яп. Во-первых, оно проявляет мало заботы о счастье оЯп: суровость заповедей и запретов не принимает во внимание ни сопротивления их испол- нению, ни силу влечений ооОноп, ни трудности, с которыми они сталкивают- ся в окружающем мире. В терапевтических целях нам приходится поэтому бо- роться со оСверх-Яп, понижать уровень его притязаний. Сходные возражения вызывают у нас этические требования культурного оСверх-Яп. Оно также ма- ло озабочено фактической душевной конституцией человека, отдает приказы, не задаваясь вопросом об их исполнимости. Более того, оно исходит из предположения, будто человеческое оЯп в состоянии психологически вынести все то, что на него возлагается, что ооЯп имеет неограниченную власть над своим оОноп. Это - заблуждение, так как даже у так называемого нор- мального индивида власть над ооОноп не поднимается выше определенного уровня. Если от него требуют большего, то у индивида это вызывает бунт или невроз, либо делает его несчастным. Заповедь овозлюби ближнегоп спо- собствует человеческой агрессивности и является изумительным примером непсихологичности действий культурного оСверх-Яп. Заповедь неисполнима, поскольку столь значительная инфляция любви способна лишь понизить ее ценность, но не устранить нужду. Всем этим культура пренебрегает, она только повторяет, что чем труднее следовать предписанию, тем выше заслу- га. Но тому, кто последует такому предписанию в рамках современной культуры, придется нести убытки в пользу того, кто с ними не считается, Сколь же сильным должно быть выдвинутое культурой против агрессивности средство защиты, если последнее способно делать людей не менее несчаст- ными, чем сама агрессивность! Так называемая естественная этика не пред- ложит нам здесь ничего, кроме нарциссического удовлетворения - считать себя выше других... А религиозная этика принимается за свои обещания лучшей доли в загробном мире. Я полагаю, что проповеди эти тщетны, пока добродетель не будет вознаграждаться уже на земле. И мне кажется несом- ненным, что реальное изменение отношений собственности принесет больше пользы, чем любая этическая заповедь, Но социалисты затемняют это важное положение своей опять-таки идеалистической недооценкой человеческой при- роды, что лишает его всякой ценности.

От изучения роли оСверх-Яп в явлениях культурного развития можно ждать и других положений, Я спешу с заключением, но одного вопроса мне все же не избежать. Если развитие культуры имеет столь значительное сходство с развитием индивида и работает с помощью тех же орудий, то не вправе ли мы поставить диагноз, согласно которому многие культуры или целые культурные эпохи (а возможно, и все человечество) сделались онев- ротическимип под влиянием культуры? За классификацией этих неврозов мог- ли бы последовать терапевтические рекомендации, имеющие большой практи- ческий интерес. Подобная попытка применения психоанализа к культурному сообществу не была бы ни бессмысленной, ни бесплодной. Но требуется ос- торожность: речь идет лишь об аналогии. Не только людей, но и понятия опасно отрывать от той сферы, где они родились и развивались. Диагноз коллективных неврозов сталкивается и с трудностью особого рода. Пока речь идет об индивидуальном неврозе, опорой нам служит контраст между больным и его онормальнымп окружением, Такой фон отпадает, когда мы име- ем дело с однородно аффицированной массой, его нужно искать в чем-то ином. Что же касается терапии, то даже самый приближенный к реальности анализ социального невроза ничем бы не помог - кто располагает таким ав- торитетом, чтобы принудить массу лечиться? Несмотря на все эти затрудне- ния, следует ожидать, что однажды кто-нибудь отважится на изучение пато- логии культурных сообществ.

Я далек здесь от общей оценки человеческой культуры, на то есть свои причины. Но я воздерживаюсь от предрассудка, согласно которому культура является самым драгоценным нашим достоянием, а путь культуры обязательно ведет к невиданным совершенствам, Я магу без негодования выслушивать критика культуры, полагающего, что при рассмотрении целей и средств культуры неизбежно следует вывод: все ее усилия не стоят затраченного труда, а итогом их будет лишь невыносимое для индивида состояние. Мне легко быть беспристрастным по одной простой причине: я не слишком много знаю об этих предметах. С уверенностью я знаю только то, что ценностные суждения неизбежно направляются желаниями людей, их стремлением к счастью, попытками подкрепить свои иллюзии аргументами. Я вполне готов понять, когда кто-нибудь, заметив принудительный характер культуры, ска- жет, что ограничение сексуальной жизни или навязывание гуманистических идеалов ценой естественного отбора - все это неизбежность, и лучше уж ей подчиниться как природной необходимости. Известно мне и возражение: мно- гое из того, что казалось неизбежным на протяжении человеческой истории, не раз отбрасывалось и заменялось совсем другим. На роль пророка мне не хватает смелости, и я готов принять упрек в том, что не в силах принести ближним никакого утешения. А ведь именно его столь страстно жаждут и са- мые ярые революционеры, и самые набожные верующие.

Роковым для рода человеческого мне кажется вопрос: удастся ли - и в какой мере - обуздать на пути культуры влечение к агрессии и самоуничто- жению, ведущее к разрушению человеческого сосуществования. Наше время представляет в связи с этим особый интерес. Ныне люди настолько далеко зашли в своем господстве над силами природы, что с их помощью легко мо- гут истребить друг друга вплоть до последнего человека. Они знают это, отсюда немалая доля их теперешнего беспокойства, их несчастья, их трево- ги. Остается надеяться, что другая из онебесных властейп - вечный Эрос - приложит свои силы, дабы отстоять свои права в борьбе с равно бессмерт- ным противником. Но кто знает, на чьей стороне будет победа, кому дос- тупно предвидение исхода борьбы?

Смотрите так же

Статьи
 
Психология и философия
 
С других сайтов
 
Зигмунд Фрейд
 
Недовольство культурой
 
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Часть 6
Часть 7
Часть 8
Приложение
Сноски

Последняя модификация: 18.08.05 23:48

Обсуждение статьи в форуме

07.11.10 22:36 studen11 at ya dot ru

Таких книг не печатают в Украине. Жалко

Просмотреть все комментарии в режиме форума. Всего комментариев: 1