[Закрыть]
 
popoff.donetsk.ua
Добро никогда не остаётся безнаказанным.
Начало | Новости | Статьи | Форум | Опросы | Карта сайта | Обо мне
popoff.donetsk.ua - Статьи - Психология и философия - Ошибки преподавателей
Я это делаю
Персональное меню
Голосование
Деньги, либо любимое занятие? Постоянный адрес этого вопроса
Деньги, но неинтересная работа и невозможность уделить время семье
Интересная работа, возможность саморазвиваться, но нищенский заработок
Ваш возраст (не обязательно)
Почему? (не обязательно)

Голосование закрыто.

Поиск по сайту
Реклама
Обмен электронных валют
money.dn.ua
Статистика

Ошибки преподавателей

Постоянный адрес статьи

- Здравствуйте. Меня зовут Юрий Попов, я из группы аспирантов. Так получилось, что у меня нет возможности посещать занятия, и поэтому я не посетил ни одного занятия. Я хотел у вас узнать, какие у Вас требования, что я должен выполнить по этому курсу?

- А Вас уже отчислили. Мне заведующий аспирантурой сказал, что тех, у кого есть половина пропусков, подавать в списки на отчисление.

- (я настаиваю на своем вопросе)

- Смотрите (показывает мне журнал), все ходят, борются за баллы (у всех почему-то одинаковые баллы). Это целый курс, разделенный на два больших раздела. А Вы хотите так просто отделаться: «Что я должен сделать?».

- (показываю свое расписание). Посмотрите на мое расписание, оно все черное. У меня днем часа свободного нет для того, чтобы я мог отдохнуть, заняться чем-нибудь, не связанным с работой. Однако у меня свободные вечера, вечером я мог бы заниматься этим предметом. (я вынужден еще раз повторить свой вопрос)

- Вы живете позитивизмом. Вы должны понимать, что если там, в Вашем расписании прибудет, то здесь (показывает на журнал) убудет. Эти ребята, ходят на занятия, сами проводят занятия, у них поставленный голос, четкая мысль. (И еще какая-то фраза, типа «ух, они Вам покажут!»)

- Ну, хорошо, если Вы мне скажите, на какую тему подготовить занятие, я с удовольствием подготовлюсь и проведу это занятие. (четвертый раз повторяю свой исходный вопрос).

- Ну, сейчас у вас заканчивается первая половина курса, ее ведет у Вас другой преподаватель. Идите решайте сначала вопрос с ним, а потом будете ходить ко мне на занятия.

После такой беседы мои цели больше не включают в себя изучение предмета. Теперь мои цели включают в себя набор баллов и решение проблемы по поводу того, когда я должен делать ту работу, вместо которой я буду теперь ходить на занятия. Единственное желание после такого разговора - поскорее закончить с этим предметом и забыть о нем как о кошмарном сне.

Комментарии моего научного руководителя: «Отношение преподавателей к аспирантам сейчас сильно изменилось. Дело в том, что 95% студентов, которые сейчас обучаются в университете - это люди, которые ничего не могут, не хотят мочь и в будущем не будут иметь никакого отношения к той работе, которой сейчас учатся. Преподаватели забывают о том, что аспиранты - это уже давно не студенты, аспиранты - это сотрудники; если человека зачислили в аспирантуру, то это уже особенный человек, который, в отличие от остальной массы студентов способен к самостоятельной работе».

Вот какие, на мой взгляд, ошибки были допущены в разговоре со мной.

Эмоции

Ошибка: я получил отрицательную эмоцию.

Фон занятий должен быть только положительным. Студенты (в том числе аспиранты) - это люди. Людям не достаточно знать, что это полезно, им нужно получать от этого удовольствие. Если человек получает удовольствие от процесса обучения, то сам процесс будет намного эффективнее. Одна из причин, по которой я не ходил на занятия - это отрицательный общий фон: меня обязательно упрекнут в том, что я чего-то не умею, чего-то не сделал и т.п. Двойку вместо энки поставят. Некоторым может оказаться проще как-нибудь в конце семестра перетерпеть сразу много отрицательных эмоций, чем размазывать эти отрицательные эмоции на весь год каждый день понемножку.

Врач больному:
- у вас тут болит?
- болит.
- а тут?
- тут не болит.
- сестра! Иванову молотком сюда, каждые два часа!

Чтоб не расслаблялся.

Тот, кто хочет научить - научит.
Тот, кто хочет питаться чужими эмоциями - будет питаться чужими эмоциями.

Метод познания, объект познания, процесс познания

Ошибка: неправильная расстановка приоритетов.

На самом деле имеет значение метод познания и исследования. Именно умение изучать новое мне в первую очередь понадобится на любой работе. Сам объект исследования, вообще может не иметь никакого значения. Не известно, буду ли я использовать этот объект в своей работе. Хорошо, если буду. Тем более не имеет никакого значения процесс исследования (посещение занятий, написание рефератов, набор баллов). Умение ходить на пары и выкручиваться с баллами я точно ни в какой работе использовать не буду. В моем случае на высшее место был поставлен процесс исследования. Объект исследования потерялся в дебрях каких-то дополнительных проблем, а о методе исследования даже речи быть не могло.

В моей практике фраза «а это Вы должны узнать самостоятельно» скоро станет любимой. Если у меня спросят, «как это узнать», то я с удовольствием потрачу свое время на общение с таким студентом и расскажу, какие возможности у него есть для изучения этого материала. Но рассказывать сам материал - это бесполезная трата времени. Знания, которые достались без особых усилий, быстро забываются.

Состояние определенности

Ошибка: меня поставили в состояние неопределенности.

Перед студентами нужно ставить конкретные цели. Когда мне сказали «вы должны сделать то и это в такие-то сроки», я со спокойной душой все это делаю. Может, даже интересно будет. Когда мне сказали, что «вас отчислили, можете забирать документы», меня фактически заставили выкручиваться. Интересно точно не будет. По крайней мере мне. Умение выкручиваться из сложных ситуаций, это, безусловно, чрезвычайно полезное и нужное умение в реальной жизни. Вопрос только в том, чему реально меня хотели научить: изучаемому предмету или выкручиванию? Выкрутиться я смогу. Только в этом ли состояла исходная цель?

Тот, кто хочет, чтобы люди его понимали - объяснит, что к чему.
Тот, кто не хочет, чтобы его понимали - не станет ничего объяснять.

Самостоятельная работа

Ошибка: тот факт, что я хочу работать самостоятельно, отвергли, даже не рассмотрев вариант самостоятельного обучения как принципиальную возможность.

Нужно поощрять самостоятельную работу студентов.

Тот, кто хочет, чтобы студенты умели делать - будет просить их делать.
Тот, кто НЕ хочет, чтобы студенты умели делать - будет просить их НЕ делать.

Меня попросили НЕ делать.

Изнутри или снаружи?

Ошибка: некоторые думают, что внешняя сила важнее внутренней. Эти люди забывают, что внешняя сила сейчас есть, а потом ее не станет. Внутренняя сила, если вдруг и исчезнет, то весьма не скоро.

Нужно поощрять студентов к самовоспитанию. Вряд ли вы найдете более-менее престижную работу, на которой шеф будет долго делать Вам замечания по поводу неорганизованности в работе. Хорошо, если после первого раза не уволит. Мы часто учим студентов работать из-под палки, и при этом забываем, к чему это может привести. Студенты, которых всю жизнь заставляли что-нибудь делать, могут начать думать, что и на работе их тоже будут заставлять выполнять их работу. И будут очень удивлены, что на работе все по-другому: заставлять никто не будет, им скажут, что в их услугах более не нуждаются. Как Вы думаете, как дальше будут развиваться события в жизни такого (безработного) человека?

В обучении из-под палки есть и другой минус. Я, например, до сих пор испытываю неприязнь к стихам только из-за того, что меня всю жизнь в школе заставляли их учить наизусть. Хотя, после просмотра того же Шекспировского «Ромео и Джульетта», и сам стихами говорить готов был.

Самоорганизованность и самоуважение

Ошибка: Мне поставили в пример людей, которые посещают занятия, и при этом мое жесткое расписание было отвергнуто как несущественное.

Даже странно как-то. Что ярче может свидетельствовать о моей самоорганизованности, чем наличие у меня расписания, которого я строго придерживаюсь?

Студенты должны сразу готовиться к тому, что в будущем им придется самостоятельно распланировать свою работу и потом этих планов придерживаться. Только такие студенты смогут стать руководителями больших предприятий и смогут многого добиться в своей жизни. Люди, которые посещают все занятия, учатся на одни пятерки, делают все задания вовремя - самые хорошие ученики, но эти люди часто не способны организовать свое время самостоятельно. Такие люди будут хорошими исполнителями, но не руководителями.

В таком отвержении содержится и другая распространенная ошибка: мне дали понять, что то, чем я занимаюсь, не имеет никакого значения. Лично для меня все то, что я делаю, имеет чрезвычайное значение. Понятно, что я буду избегать общения с людьми, которые меня недооценивают. В этой недооценке я вижу прямое неуважение ко всему тому, чем я занимаюсь.

Человек не может уважать других сильнее, чем он уважает себя. Неуважение к другим скорее говорит об отсутствии самоуважения, чем о каких-то свойствах этих других.

Самоконтроль

Врядли Вы найдете работу, на которой шеф будет долго терпеть некачественные результаты. Слова моего шефа на одном из собраний: «Сегодня Вы допустите ошибку в Вашем программном обеспечении, а завтра вся наша команда останется без денег, потому что теперь все будут знать, что работа с нашими программными продуктами - это сплошная головная боль.» Безусловно, можно принять на работу еще одного человека, который будет контролировать первого, а потом еще одного, который будет контролировать этого контролирующего. Вопрос только в том, найдется ли такой шеф, который согласиться тратиться на содержание такого персонала.

Студентов нужно поощрять к самоконтролю. Лично я в своей практике нахожу очень удобным объяснить студентам, что те работы, которые они мне приносят, должны быть только высшего качества. И поэтому обычно отказываю, когда меня просят просто проверить, правильно ли они решили поставленную перед ними задачу. При этом я предоставляю студентам альтернативу: либо они защищают свою работу, либо они задают вопросы, если им что-то не понятно. Если студент защищает работу и я найду в этой работе ошибку, то я спрошу, почему студент сделал здесь именно так (при этом не буду говорить, что это ошибка). Вопросы студенты почему-то задают очень редко, обычно говорят «Хорошо, защищаюсь». Таким образом, я экономлю свое время, не растрачивая его на проверку работы, которую студент и сам может (и должен) проверить; я успеваю обслужить за занятие больше студентов; я заставляю студента глубже разобраться в решаемой задаче и, самое главное, я поощряю студента к самоконтролю.

Тот, кто хочет, чтобы люди выполняли свою работу качественно - будет просить их выполнять свою работу качественно.
Тот, кто хочет, чтобы люди люди выполняли свою работу - будет просить их выполнять свою работу.

Уверенность в своих силах

Ошибка: мне поставили в пример людей, которые ходят на занятия и сказали фразу типа «ух, они Вам покажут!» (типа, ничего Вы не умеете и не можете уметь, потому что не ходите на занятия).

Психологи говорят, что люди такие, какими они себя представляют. Толстые являются толстыми не потому, что у них обмен веществ такой. Это обмен веществ у них такой, потому что они хотели бы быть толстыми. Когда девушка кушает мало с постоянной мыслью: «ах, я опять переела!», ее организм получит сигнал о переедании и отреагирует так, как будто она действительно переела.

Если убедить человека в том, что он ничего не умеет, то скоро этот человек разучится делать даже то, что раньше умел делать.

На одной из своих предыдущих работ я должен был некоторое время заниматься отбором нового персонала и в беседе со мной мой мудрый шеф сказал мне: «Знаете, чем отличается профессионал от непрофессионала? Тем что профессионал не только может это сделать, но и 1) ЗНАЕТ, что он может это сделать. Если человек может это сделать, но не уверен в этом, то он не может этого сделать. 2) Знает, что он НЕ МОЖЕТ сделать то. Если человек говорит, что он может сделать ВСЕ, то, скорее всего, он не может сделать ничего». Таким образом, я должен был отказывать в работе людям, не уверенным в своих силах.

Роль преподавателя - вселить в студентов уверенность в собственных силах. Понятно, что очень часто бывает сложно отличить уверенность в себе от самоуверенности. Понятно, что самоуверенных студентов, которые ничего не могут и при этом претендуют на высокую оценку, гораздо больше, чем студентов, которые и могут и уверены в себе. Возможно, именно поэтому снова все переворачивается с ног на голову и преподаватели, вместо того, чтобы показать, что студент МОЖЕТ это сделать, показывают, что студент НЕ может этого сделать. Понятно, что многим студентам приходится объяснять, что они не заслуживают той оценки, которую просят. Понятно, что самый простой способ сделать это - объяснить студенту, что он ничего не умеет. Но лично я в данной ситуации нахожу удобной ту же шкалу баллов, когда по набранным баллам студенту выставляется оценка. Даже если я вижу, что студент действительно не разобрался в изучаемом предмете, в таком случае я не должен ему это объяснять; я могу формально сослаться на факты: «Безусловно, Вы можете это сделать. Но для той оценки, которую Вы просите, Вы набрали недостаточное количество баллов».

Мне до сих пор странно, почему, когда я учился в школе, меня постоянно слали на олимпиады по математике, но при этом на уроках мне учительница постоянно говорила, что я ничего не умею и хвалила других учеников; а в конце их еще наградили грамотами за успехи в математике. Если они лучше меня, то почему в олимпиадах участвовал я, а не они?

Тот, кто хочет научить других - покажет этим другим, что они все умеют, а если не умеют, то могут научиться.
Тот, кто хочет, чтобы никто ничего не умел - покажет этим другим, что они ничего не умеют.

Не наказывать работой

Ошибка: Все выглядело так, как будто меня собираются наказать тем, что я должен буду проводить занятия.

Это очень распространенная ошибка. Еще со школы слышал много раз: «будешь себя плохо вести - заставлю проводить занятия вместо меня!». Мне всегда как-то странно было это слышать. Я никогда не планировал стать учителем или преподавателем, но эта работа мне всегда нравилась; свои первые деньги я заработал именно репетиторством. Если бы меня когда-нибудь кто-нибудь реально заставил бы подготовить занятие, я бы, наверное, подпрыгивал бы от удовольствия. Однако, свое первое занятие за другого преподавателя я провел уже когда сам стал преподавателем: меня попросили заменить.

Пугая студентов преподаванием мы не только отбиваем у будущих потенциальных преподавателей всякое желание заниматься именно этой работой, не только формируем отношение студентов к себе как к людям, которые занимаются грязной работой (если преподавание - это наказание), но и забываем о том, что известно всем преподавателям: «хочешь изучить новое - подготовь курс лекций». Почему бы не дать студентам такую хорошую возможность во-первых, попробовать новый для себя способ изучения нового, а во-вторых, изучить это новое.

Все знают о том, что нельзя наказывать работой. Тем не менее, работой наказывают.

Тот, кто хочет наказывать - будет наказывать.
Тот, кто хочет, чтобы человек любил работу - расскажет, насколько эта работа интересна.
Тот, кто хочет воспитать отвращение к работе - расскажет, насколько эта работа ужасна.

На конкретные вопросы давать конкретные ответы. После конкретного ответа можно дать комментарий.

Ошибка: Я не получил ответ на свой вопрос даже после того, как задал его четыре раза. Я вынужден был обратиться за помощью к другому человеку.

Некоторые преподаватели уверены в своей правоте, когда думают мысль типа: «как это так, он меня не уважает, не посещает мои занятия».

Тот, кто думает, что его не уважают - на самом деле сам себя не уважает.

Понятно, что от преподавателей требуют, чтобы они требовали посещения со студентов. Но потребовать можно разными способами: можно сказать так:

- Вас уже отчислили за непосещение, идите разбирайтесь в деканат, не хочу с Вами разговаривать!

А можно сказать так:

- Вы должны сделать это и это в такие-то сроки. В общем-то, для этого Вам не обязательно посещать каждое занятие. Но если Вы не выполните требования к моменту аттестации, то сведения о Ваших пропусках будут переданы в деканат, потому что при выставлении аттестации я ставлю либо плюсик, либо число, обозначающее количество пропусков.

- Я смогу уделить Вам время во вторник, в 10:00. Но поскольку у Вас слишком много пропусков, Вам нужно написать объяснительную на имя декана и принести мне с его визой, что он допускает Вас к защите работ. Иначе может оказаться, что Вас уже отчислили. Я, без сомнения, верю в то, что Вас не отчислили и не отчислят, но этому требуется формальное подтверждение, потому что если я поверю на слово Вам, то, из чувства справедливости, я буду вынужден верить на слово всем, а это, к сожалению, не возможно.

В первом случае преподаватель становится врагом, а во втором - сотрудником.

Второй вариант этой же ошибки не обошел стороной и меня: студент задает вопрос, а я, вместо того, чтобы дать прямой конкретный ответ, начинаю рассказывать, как он может узнать ответ на свой вопрос. Это примерно как вместо ответа на вопрос «сколько будет дважды два» отправить в магазин за таблицей Пифагора, заставить выучить всю таблицу умножения, и только после этого показать в этой таблице нужную строчку, так, в итоге, и не сказав, сколько же?. С другой стороны, дав ответ на простой вопрос сразу, я не располагаю студента к самостоятельной работе. Поэтому такой стиль ответов уже вошел у меня в привычку и часто бывает сложно от него отделаться. Мне по этому поводу мой научный руководитель однажды сказал: «Молодец. Ты научился объяснять, как настоящий преподаватель. Так, чтобы ничего не было понятно.» Это была шутка, но доля правды в ней есть. И эта доля правды касается многих «настоящих преподавателей».

Второй преподаватель. Пример для подражания.

(разговор по телефону)

- Здравствуйте. У меня есть вопрос, когда к Вам можно подойти, чтобы его решить?

- А до вторника Ваш вопрос не подождет?

- Я из группы аспирантов, я ни разу не приходил к Вам на занятия, и я хотел узнать, что я должен делать по этому поводу.

- Ну хорошо, тогда подходите во вторник в 10:00.

Во вторник мне ответили на мой вопрос.

Юрий Попов, popoff.donetsk.ua

Смотрите также

14 мая 2004: Психолого-педагогические аспекты взаимодействия преподавателей со студентами
Анализ социологического опроса, проведенного на кафедре Прикладной математики и информатики Донецкого национального технического университета.

psyberia.ru: Как сделать так, чтобы они не прогуливали?
Довелось мне однажды разговаривать с преподавателями одного среднеспециального учебного заведения. Все хором жаловались на то, что ученики прогуливают занятия. И так с ними пытались бороться, и этак. Вплоть до отчисления. Ничего не помогает. Как гуляли, так и гуляют. И что с этим делать – непонятно.

Последняя модификация: 09.12.05 22:35

Обсуждение статьи в форуме

Не проходите мимо! Оставьте Ваш комментарий в форуме! >>>

09.12.05 17:25 Дмитрий

Полезная статья! Дан подробный анализ чувств студентов, которые желают получить новые знания, а не просто отсидеть пары. Интересно, преподаватель, с которым велась беседа, что преподает? Если педагогику, то насколько он сам профессионал своего дела?

Я только не согласен со следующим

Студенты должны сразу готовиться к тому, что в будущем им придется самостоятельно распланировать свою работу и потом этих планов придерживаться. Только такие студенты смогут стать руководителями больших предприятий и смогут многого добиться в своей жизни. Люди, которые посещают все занятия, учатся на одни пятерки, делают все задания вовремя - самые хорошие ученики, но эти люди часто не способны организовать свое время самостоятельно. Такие люди будут хорошими исполнителями, но не руководителями.



Здесь утверждается сначала, что самостоятельно планирование своей работы и последующее жесткое выполнение этих планов - это положительная черта человека, которая необходима руководителю. А затем говорится, что те, кто учится на пятерки, делает все задания вовремя и посещают все занятия, не способны организовать свое время, что хороших руководителей с них не выйдет! По-моему, это не так! То, что эти студенты сдают все вовремя на отлично - это элемент их самоорганизации и дисциплины, они живут по такому расписанию (плану) и, несомненно, нельзя утверждать, что из них НЕ получится хороший руководитель.

Хочу ещё отметить, что на мой взгляд, преподаватель как минимум должен в студенте видеть прежде всего человека, и, соответственно, относиться к нему подобающим образом.

По поводу


А как нужно?
(разговор по телефону)


было бы неплохо предоставить весь методический материал по этой дисциплине в электронном виде, например, на сайте аспирантуры, где указать email преподавателя, чтобы студенты и аспиранты могли консультироваться.

09.12.05 20:20 popoff

Интересно, преподаватель, с которым велась беседа, что преподает?

Дмитрий

Я могу сказать кто это, я могу сказать, какой предмет он ведет. Если вдаваться в подобные подробности, можно было бы выяснить множество чрезвычайно интересных деталей. Но подобное перемывание косточек отдельных людей - это не есть тема, допустимая для обсуждения на этом сайте.

Я хотел обратить внимание на то, что хотя я и выставил этого преподавателя не в самом лучшем свете, я все же считаю, что этот преподаватель заслуживает глубочайшего уважения к себе и я отношусь к нему с самым глубоким уважением, на какое я только способен.

Причина подобного поведения этого человека очень хорошо объясняется в абзаце, который начинается со слов «Комментарии моего научного руководителя».

Здесь утверждается сначала, что самостоятельно планирование своей работы и последующее жесткое выполнение этих планов - это положительная черта человека, которая необходима руководителю. А затем говорится, что те, кто учится на пятерки, делает все задания вовремя и посещают все занятия, не способны организовать свое время, что хороших руководителей с них не выйдет! По-моему, это не так! То, что эти студенты сдают все вовремя на отлично - это элемент их самоорганизации и дисциплины, они живут по такому расписанию (плану) и, несомненно, нельзя утверждать, что из них НЕ получится хороший руководитель.

Дмитрий

Мы рассматриваем две черты. С одной стороны - самоорганизация, с другой стороны - исполнительность. Обе эти черты - это, без сомнения, хорошие черты. Вообще говоря, это не зависимые друг от друга черты. Человек может быть хорошо организован и быть хорошим исполнителем (в таком случае он будет учиться на пятерки и станет руководителем), быть хорошим исполнителем, но при этом не быть организованным (он будет учиться на пятерки, но руководитель из него будет никакой) или он может быть организованным, но при этом не быть исполнителем (и в этом случае он будет двоичником, который после окончания учебы пойдет работать директором банка). Человек также может быть не организованным и не исполнительным. Такой человек будет учиться на двойки и, возможно, его возьмут на какую-нибудь самую простую и малооплачиваемую работу.

В своих рассуждениях мы смешали эти четыре типа людей.

Для того, чтобы учиться на пятерки, требуется исполнительность, но не самоорганизация. Для того, чтобы учиться на отлично достаточно просто делать. Чтобы учиться на пятерки и посещать занятия, студенту не требуется планировать: «ага. сегодня во столько-то я пойду на пары, потом буду делать то-то». За него уже все запланировано. Есть расписание занятий, и он ходит по этому расписанию. Это расписание составляет не студент. Все остальное время студент тратит на отдых и на выполнение индивидуальных самостоятельных работ, задания к которым тоже составляет не студент. По крайней мере по идее. В целом, у студентов, если они ничем, кроме учебы не занимаются, довольно свободный график. Если они не сделали задание сегодня - ничего страшного, они сделают его завтра. Не сделали на этой неделе - не страшно, сделают через неделю. Даже если затянуть сдачу работ на несколько месяцев, это не помешает отличной учебе. Проверено на собственном опыте.

Самоорганизация - это гораздо более жесткое понятие, чем исполнительность. Я сам составляю для себя свое расписание. Умение организовать свою работу совершенно необходимо для того, чтобы организовать работу других.

Самоорганизация подразумевает высокую степень дисциплинированности обязательности перед собственными решениями. Руководитель - это всегда пример для своих подчиненных. Составленное мной расписание должно быть выполнено с точностью до часа и никакие отступления не допустимы. Если я не сделаю что-то сегодня, а сделаю завтра, то весь наш проект опозадает ровно на сутки. А это может повлечь за собой не только штрафные санкции клиента, но при значительных задержках - отказ от дальнейшего сотрудничества с нами. Если мы опаздываем и всю команду начинают подгонять, то вместо того, чтобы выпускать качественный продукт, мы будем выпускать быстро. Спешка и качество - вещи не совместимые. Потеря в качестве - это второй повод для клиента отказаться от сотрудничества с нами. Если я сегодня не делаю то, что я должен сделать, то я знаю, что страдаю не только я, но и вся наша команда.

Если на предприятии плохо работает один из подчиненных, то предприятие может оставаться вполне успешным. Если плохо работает руководитель, то предприятие успешным быть не может.

Тот человек, который выполняет свою работу сразу, в течение всего семестра защищает потихоньку свои работы, при приходе сессии он не слишком напрягается, потому что у него по одной половине предметов автоматы, а по другой у него есть собственный конспект, который он не только сам писал, но уже много раз читал. День перед перед экзаменом такой человек спокойно просмотрит свой конспект, вспомнит основные пункты, а ночью спокойно выспится. Это обычный образ отличника. Когда я говорю о людях, которые учатся на отлично, я имею в виду именно таких людей.

Некоторые могут сдать все работы в самый последний момент, впервые прочитать чужой конспект ночью перед экзаменом и сдать экзамен на отлично. Такие люди тоже учатся на отлично, но существует разница между теми и этими отличниками. Такие отличники по поведению больше похожи на двоичников, хотя по сути не перестают быть отличниками. О таких людях я умолчал, потому что таких - не слишком много.

Двоичник, в отличие от отличника, не выполняет свою работу сразу. В течение семестра двоичник занимается неизвестными делами. Например, ходит на работу (в хорошем случае; вероятнее всего это отличник, который по поведению похож на двоичника) или смотрит телевизор и общается в чате (истинный двоичник). Когда приходит конец семестра, двоичник естественным образом оказывается в стрессовой ситуации. Отличник, похожий по поведению на двоичника, должен быстро изучить много нового материала; он должен распланировать свое время так, чтобы и задания защищать и работу не прогуливать; он должен распланировать порядок выполнения этих заданий самым оптимальным образом, чтобы к моменту следующей консультации следующего преподавателя успеть сделать как можно больше работы именно по его предмету; вероятно, только такой человек на своей шкуре прочувствует, как плохо быстро переключаться между разными видами работ, и только такой человек будет научится планировать свою работу так, чтобы при достижении всех прочих условий еще и произвести как можно меньше переключений. Если такого человека не интересуют некоторые предметы, то он будет выяснять, кому он может заказать выполнение индивидуальных заданий по этому предмету. Человек, попавший в стрессовую ситуацию, вынужден учиться выкручиваться из сложных ситуаций.

Человек, который делает все «потихоньку» и «спокойно», бессознательно избегает ситуаций, когда ему приходится выкручиваться. Поскольку практического опыта в выкручивании у такого человека мало, то, попав в затруднительную ситуацию, этот человек может затрудниться из нее выкрутиться.

Руководитель, который затруднится выкрутиться из сложной ситуации - это плохой руководитель. Руководитель, который будет потихоньку решать свои задачи - будет потихоньку получать свою прибыль. Необходимое, хотя не достаточное условие для того, чтобы получать много и быстро - быть быстрым и решительным; никаких «потихоньку».

В моем случае мне не пришлось выкручиваться - появился второй преподаватель, который меня спас, и я смог спокойно заниматься самим предметом. Но я нигде не говорил о том, что умение выкручиваться - это плохое умение. Более того, я думаю, что умение выкручиваться - это гораздо более ценное умение, чем любое другое, какому могут научить в университете. Я говорил лишь о том, что декларируемая цель «изучить предмет» не соответствует фактической цели «научить выкручиваться».

По поводу

А как нужно?
(разговор по телефону)

Дмитрий

На самом деле здесь было немного неудачное название. Я его изменил.

28.03.06 05:58 blackheartinside

Знаешь, Юрка, мне вспомнились СССР и США, когда я читал Твою статью. В СССР выросла пара самых сильных и развитых поколений за всю историю человечества! Поколения инженеров и интеллигентов, гениев и умельцев. Но работы на всех не хватило! Не хватило руководящих постов , где можно и нужно действовать экспромтом и вдохновением. Как результат -- самые несчастливые и напряженные поколения, полные конфликтов, диссиденства и черной зависти...
А в США полно счастливых людей. Тех, кто живет по ЧУЖОМУ плану. Там сразу все само собой получается. Можешь мыслить креативно -- пожалуйста, становись суперстар, не можешь -- иди в супермаркет пакетики раздавать, пей пиво в пабе да детишек воспитывай. И все счастливы, и все довольны. НАМ бы ТАК!

26.12.08 17:02 fxgn

sdfdiug K

Америка... США... вы больны штатами, так может говорить только ограниченный человек

27.12.08 07:26 blackheartinside

Мой ответ не имеет отношения к США. Речь идёт о том, что тяжело делать выбор и желать больше, чем ты можешь себе позволить. А когда всё уже решено и обдумано за тебя, как-то легче живётся и счастливее. Я например так не могу мне нужно постоянно самосовершенствоваться. Но ведь основная масса людей более приземлённая. Нужно дать возможность активным личностям идти в науку, политику. А тем, кому семья - главное счастье, работу и простую не нервную карьеру. То есть стабильность.

Просмотреть все комментарии в режиме форума. Всего комментариев: 5
Не проходите мимо! Оставьте Ваш комментарий в форуме! >>>