[Закрыть]
 
popoff.donetsk.ua
Человек, который сознает происходящее, знает, что он чувствует, где находится и который сейчас час. Он знает, что после его смерти деревья будут расти, как и прежде, но он их уже не увидит; поэтому он хочет видеть их сейчас со всей остротой, на которую способен. /Эрик Берн/
Начало | Новости | Статьи | Форум | Опросы | Карта сайта | Обо мне
popoff.donetsk.ua - Статьи - Психология и философия - Опыт дистанционного взаимодействия со студентами
Я это делаю
Персональное меню
Голосование
Деньги, либо любимое занятие? Постоянный адрес этого вопроса
Деньги, но неинтересная работа и невозможность уделить время семье
Интересная работа, возможность саморазвиваться, но нищенский заработок
Ваш возраст (не обязательно)
Почему? (не обязательно)

Голосование закрыто.

Поиск по сайту
Реклама
Программное обеспечение любой сложности
koins.com.ua
Статистика

Опыт дистанционного взаимодействия со студентами

Постоянный адрес статьи

Дистанционное взаимодействие - помощь как студентам, так и преподавателям

Я уже имею опыт дистанционной работы со студентами, и опираясь на этот опыт, я могу сказать, что совсем не обязательно держать курс закрытым до тех пор, пока он не будет готов полностью. Даже если в курсе не подготовлено ни одной лекции, нет ни одного теста, нет ничего - только создан форум, в котором студенты могут задавать вопросы преподавателям - это уже будет большая помощь для студентов. Однажды в Донецком политехнике была статья о дистанционном образовании, и там поднимался вопрос о том, что кто же будет подсчитывать те часы, которые преподаватель тратит на online-ответы. В целом, это, конечно, закономерный вопрос. Но мне кажется, что те преподаватели, которые хотят подсчитывать эти часы, сами не понимают, что они подсчитывают. Сегодня студент не сделал лабу, потому что не разобрался. Это означает, что он её сдаст не в срок. Известным способом этот комок долгов растёт и в результате в конце семестра не только студенты бегают за преподавателями с выпучеными глазами, но и сами преподаватели жалуются на огромный поток студентов. Но понятно, что в размере этого потока виноваты не только студенты.

Как правило, студенты задают очень простые вопросы типа «как сделать это?» или «почему это не работает?». Ответ на такой вопрос при определённом опыте не займёт больше нескольких минут, включая время на загрузку браузера и ввод своего логина и пароля. Если это, конечно, не очень редкий и сложный вопрос, но в моей практике такого пока не было. Если же студент не может так сформулировать свою мысль так, что бы ответ был достаточно коротким, то, как правило, мы, преподаватели, вправе попросить его сначала ознакомиться с теоретическим материалом или переформулировать свой вопрос. Если студент получит ответ на свой вопрос в форуме, то он не придёт к Вам на консультацию - теперь она ему просто не нужна. Получив ответ на свой вопрос, у студента появится возможность выполнить свою работу в срок, а, значит в конце семестра в очереди к Вам будет стоять на одного человека меньше. И эти люди будут Вам благодарны. Например, так:

Спасибо огромное за возможность общения с Вами! Учитывая Вашу занятость и род деятельности, иметь свой сайт, поддерживать его и оперативно реагировать на сообщения - просто огромный кропотливый труд. На мой взгляд - это просто супер, потому что лично мне (да наверно как и другим Вашим студентам) не нужно лишний раз бегать в университет за консультацией (которая лишней не бывает), а достаточно Вам написать и получить оперативный ответ. Надеюсь на дальнейшее существование и развитие этого и многих других Ваших проектов.

Не все студенты опаздывают со своими работами только потому, что им что-то не понятно. Есть много других причин. Иногда кажется, что студентов, о которых я писал выше, единицы. Но, убирая из большого потока капли, мы делаем этот поток меньше.

Лёгкость доступа

Это, вероятно, один из самых первых вопросов, который интересует студентов при дистанционном взаимодействии. Многие интересуются, требуется ли регистрация, и находят неудобным, если регистрация нужна.

Многие предпочитают общение при помощи Интернет-пейджеров (например, ICQ). Использование Интернет-пейджера аналогично использованию чатов: Вам задают вопрос в тот момент, когда Вы находитесь в онлайне, и Вы тут же на него отвечаете. Недостаток такого способа взаимодействия состоит в том, что Ваш ответ не смогут прочитать другие, а значит, этот один и тот же вопрос могут снова и снова задавать следующие студенты. Поэтому, я нахожу удобным использование Интернет-пейджеров для первичного знакомства с сутью вопроса.

Если это вопрос частного характера, например, организационный вопрос (часто, например, интересуются расписанием консультаций) или вопрос, который возникает очень редко и ответить на который очень легко (например на многие вопросы можно сразу дать ссылку на статью или топик форума, в котором содержится ответ на этот вопрос), то имеет смысл ответить на вопрос прямо в Интернет-пейджере. Если вопрос ещё не обсуждался в форуме и если, на мой взгляд, этот вопрос могут задать и другие студенты, то я обычно прошу задать этот вопрос в форуме.

Иногда для ответов на вопросы я пишу отдельные статьи. Так было, к примеру, когда у меня спрашивали «Что такое отладка?», «Как найти минимум в Прологе?» или «Чем вложенные множества отличаются от списков смежностей?». Рассказать подробно одному человеку - значит зря потратить время. Написать статью - значит ответить подробно как этому, так и всем следующим студентам. Более того, если эта статья доступна всем, то, может оказаться, Вам даже не зададут вопрос, так как сами найдут статью с ответом.

Вопросы задают разные люди.

Вопросы в Интернете не всегда задают те студенты, которые у Вас учатся. Более того, это не обязательно студенты. Отвечать или не отвечать на такие вопросы - решать только Вам. Я здесь могу лишь обратить Ваше внимание на то, что форум сам по себе часто может собрать вокруг себя некое сообщество людей, которые интересуются каким-то конкретным вопросом. Примеров таких сообществ в Интернете - пруд пруди: это и разработчики на Java, и РНР-клуб и всевозможные сообщества по изучению вопросов психологии, астрономии, физики.

Сердцем этих сообществ, как правило, является форум - именно на форуме кипит вся жизнь этих сообществ. Из опыта развития этих сообществ можно констатировать факт: чем больше на форуме ответов и вопросов уже рассмотрено, тем больше новых людей приходит на этот форум. Это связано хотя бы только с тем, что каждый новый топик в форуме - это как минимум одно дополнительное ключевое слово, по которому Ваш форум будет найден в поисковой системе и как минимум один дополнительный человек в день, который придёт из поисковой системы, найдя Ваш форум по этому слову. Увидев, что на форуме много ответов и вопросов, что на форуме кипит жизнь, этот человек скорее присоединится к сообществу, чем если он найдёт на форуме всего несколько топиков, в которых содержатся вопросы без ответов.

На форумы приходят не только задавать вопросы, но и отвечать на вопросы других посетителей. Некоторым преподавателям это может показаться странным, но существуют люди, которым отвечать на вопросы интересно. Многим просто интересно общение по какой-то теме.

Применяя это к дистанционному взаимодействию со студентами, я мог бы рекомендовать отвечать на все вопросы, заданные в форуме: отвечая на эти вопросы Вы шаг за шагом создаёте сообщество. Сейчас основная нагрузка ответов лежит только на Вас, но по мере роста сообщества на некоторые вопросы одних людей будут отвечать другие люди. Отвечая на вопросы посторонних людей, Вы привлекаете посторонних людей к тому, чтобы они отвечали на вопросы Ваших студентов.

Почему вопросы в Интернете задают редко?

Нет, на самом деле вопросы задают часто. Просто среди людей у которых есть доступ в Интернет и которые хотели бы задавать вопросы, таких, которые эти вопросы задают - относительно мало.

Причины этого пока что плохо изучены, но, опираясь на свой опыт, я могу поделиться некоторыми соображениями.

Первая, по-видимому, основная причина, по которой вопросы задают относительно немногие, на мой взгляд, состоит в том, что преподаватели часто сами отучают студентов задавать им вопросы. На лекциях преподаватели если и спрашивают: «есть ли вопросы?», то часто это бывает лишь формальный вопрос, заданный уже после звонка с пары. На посещённых мной недавно семинарских занятиях повышения педагогического мастерства только один преподаватель выделил ровно половину всего семинара для того, чтобы мы могли задать вопросы и что-то обсудить; остальные такого времени не выделяли, задав своё «есть ли вопросы?» по обычной схеме - когда все уже начали собираться. Есть даже такое наблюдение, что когда преподаватель говорит: «есть ли вопросы?», многие слышат: «спасибо за внимание!» - этот вопрос означает конец занятия.

Именно поэтому я предпочитаю просить задать вопросы не в конце занятия, а в начале. Когда на втором курсе я начинаю занятия с ответов на вопросы, поначалу требуется чуть ли не требовать задавать вопросы. В группах, где я проявляю настойчивость и прошу задавать вопросы каждое занятие, примерно к концу первого месяца семестра вопросы начинают сыпаться сами собой; иногда даже основная часть занятия проходит в ответах на вопросы и приходится этот поток принудительно останавливать, так как есть и другие виды работ, которые нужно успеть выполнить на занятии. Когда эти же студенты приходят ко мне через год на третьем курсе, вопросы они уже снова задать не в состоянии.

У большинства преподавателей на лабораторных занятиях студенты вопросы практически не задают - там происходит защита лабораторных и вопросы задают преподаватели. Некоторые задают вопросы, но это, как правило, бывает уже после того, как свой контрольный вопрос задал преподаватель. Некоторые, очень немногие, задают вопросы до того, как задаст свой вопрос преподаватель. Думаю, что если сравнить количество этих последних с теми, которые хотели бы задать вопрос на лабораторном занятии, то мы получим примерно такое же процентное соотношение, какое мы получаем при анализе анкет, в которых студенты хотят задавать вопросы, у них есть доступ в Интернет, но вопросы они не задают.

Впрочем, перечисленные выше способы отучить студента задавать вопросы - не единственные, и далеко не самые страшные. Некоторые могут отреагировать агрессией, когда студент задаёт вопрос, который, к примеру, освещён в конспекте. Реагировать агрессивно не нужно часто. Достаточно это сделать однажды. Сам преподаватель забудет о своей агрессии через час, но все присутствующие студенты в течение следующих пяти лет будут знать: задавать вопросы этому преподавателю нельзя. Многие преподаватели отказывают студентам в ответах на вопросы вне часы занятий: вопросы можно задавать либо на занятии, либо на консультации. Само это отношение, что вопросы можно задавать только во время занятий даёт студенту ясно понять, что преподаватель не рад отвечать на вопросы. Многие студенты не захотят расстраивать преподавателя и освободят его от тяжкой участи ответов на вопросы даже на консультации.

Список способов, которыми преподаватели отучают студентов от любознательности, можно продолжить, кажется, до бесконечности. Но в этом месте я, пожалуй, остановлюсь, процитировав А. Маслоу:

Потребность знать и понимать проявляется уже в позднем младенчестве. У ребёнка она выражена, пожалуй, даже более отчётливо, чем у взрослого человека. Более того, похоже, что эта потребность развивается не под внешним воздействием, не в результате обучения, а скорее сама по себе, как естественный результат взросления (неважно, какому из определений обучения и взросления мы отдадим предпочтение). Детей не нужно учить любопытству. Детей можно отучить от любопытства, и мне кажется, что именно эта трагедия разворачивается в наших детских садах и школах.

Я бы добавил, что в университете она имеет продолжение.

Я нахожу удобным объявить студентам, что они могут задавать вопросы в любое время, когда я есть на кафедре. Естественно, с оговоркой, что вопрос должен быть таким, что на него можно ответить достаточно быстро; если вопрос сложный и требует длительных разъяснений, то я обычно прошу прийти на консультацию. Мой опыт показывает: обычно приходят с вопросами типа «как посчитать 2*2», «где взять информацию об оценке сложности логической программы» или «дайте, пожалуйста, отксерить книжку». Я не могу припомнить случая, когда студент пришёл бы на консультацию после того, как я попросил его прийти на консультацию, сочтя его вопрос таким, который требует длительных разъяснений.

Вторая причина, по которой студенты редко задают вопросы, состоит в том, что студентам непривычно общаться с преподавателями вне учебного корпуса.

Возможно, эта «непривычность» не играла бы свою роль, если бы как студенты, так и преподаватели не были бы ориентированы на авторитарный стиль взаимодействия. При общении в Интернете нет начальников и подчинённых. Там - друзья, коллеги, сотрудники. Студент может общаться в Интернете с незнакомым ему профессором, который втрое старше самого студента и при этом не бояться высказать прямо свою мысль; при реальном общении студент с большой долей вероятности побоится высказать свою мысль. В Интернете значительно снижается трепет перед возрастом, должностью и прочими заслугами; при общении в учебном корпусе сами преподаватели подпитывают этот трепет (читайте - страх) у студентов. Преподаватели сплошь и рядом сообщают студентам, что они работают в университете за деньги и только в учебное время; в Интернете таких понятий, как «учебное время» и «получение денег» нет - студенты это понимают и чувствуют себя неловко, заставляя преподавателя работать вне учебной нагрузки.

Обнаружить третью причину, по которой студенты редко задают вопросы мне помогли те немногие, которые начинали свой вопрос с фразы, подобной такой: «Воспользуюсь задекларированным Вами правом задать здесь вопрос.» Агрессия, которую мы можем обнаружить в подобной формулировке, наталкивает на мысль, что этому человеку было бы неприятно не получить ответ на свой вопрос. Вопросы часто не задают из страха быть проигнорированными. И хотя такое «вступление» к вопросу возникает довольно редко, есть предположение, что страх быть проигнорированным касается очень многих. А в Интернете проигнорировать гораздо проще, чем в учебном корпусе: нажал крестик и всё. Студенты об этом крестике осведомлены.

Четвёртая причина, вероятно, встречается не очень часто, но я о ней упомяну, так как в моём опыте иногда возникают и такие студенты. Некоторые боятся, что о них подумают плохо, что их вопрос примут за глупый. Обычно такие студенты регистрируются, используя анонимные почтовые ящики, они не указывают своё настоящее имя при регистрации. Вероятно, для неуказания своих реальных имён существуют и другие причины, но страх, что преподаватель подумает плохо - это одна из причин. Однажды мне пришлось отвечать на вопросы одной моей студентки-заочницы. Сначала она зарегистрировалась на моём сайте под своим именем, а через некоторое время - под чужим именем. На моём сайте существует множество средств для обнаружения виртуалов (это когда один и тот же реальный человек регистрируется под разными именами); при помощи этих средств я сразу установил, что под этими двумя разными именами на самом деле кроется один реальный человек. Именно под чужим именем она начала задавать свои вопросы. Сначала я отвечал так, как будто ничего не замечаю. Когда дело дошло до конкретных вариантов заданий, она сообщила, что якобы она на самом деле не она - а её дедушка, который просто помогает своей внучке разобраться в предмете. После такого признания я остановил её, сказав, что я знаю, кто она, что здесь за «глупые вопросы» никого не наказывают, и что она вполне может задавать вопросы от своего имени. Возможно, конечно, мои средства обнаружения виртуалов дали сбой и я действительно разговаривал не с ней, а с её дедушкой, но все последующие вопросы она задавала от своего имени.

Вопросы в Интернете задают редко потому же, почему их редко задают в учебном корпусе. По крайней мере, в Интернете их задают не реже, чем в учебном корпусе.

Права на копирование

Многие задумываются над несанкционированным использованием разрабатываемых материалов.

В системе ДО moodle эта проблема решается тем, что дистанционные курсы закрываются и студентам выдаётся кодовое слово, которое они должны ввести для доступа к курсу.

Я же нахожу удобным предоставлять свои ответы в публичный доступ всем желающим. Чтобы прочитать такой ответ, не требуется регистрация - любой может зайти и прочитать. Любой может ответить на вопрос другого человека и любой может прокомментировать как ответы, так и написанные мной статьи.

Если закрыть форум, сделать его доступным только для студентов, то создание Интернет-сообщества, о котором я писал выше, станет невозможным. Интернет-сообщество - это всегда открытое сообщество.

В Интернете есть много моих статей, к которым разрешён публичный доступ. Более того, в своём лицензионном соглашении я разрешил всем неограниченно копировать мои материалы при условии наличия ссылки на меня. Я всегда отслеживаю, где и как используются мои статьи. Случаи, когда мои статьи копируют без моего ведома - бывают довольно часто, но случаев, когда мою статью скопировали и не поставили внизу мою подпись - не было ни одного.

По опыту других людей можно отметить, что в большинстве случаев, если написать владельцу сайта, на котором размещён Ваш материал, письмо с просьбой удалить материал - материал, скорее всего, будет удалён.

Основная масса Интернет-сообщества настроена на соблюдение авторских прав. И это настроение берётся не из страха быть наказанным по закону, а просто потому, что основная масса убеждена: «воровать - это плохо».

Тем не менее, люди, которые не готовы соблюдать авторские права - встречаются довольно часто. Чаще всего это оказываются подростки, которые хотят быстро наполнить свой персональный сайт информацией и быстро привлечь к себе на сайт побольше посетителей. Наибольшим спросом пользуются новости, курсы валют и прочая информация, которая нужна массовому потребителю.

С другой стороны, я, как преподаватель, который работает в университете не только из-за денег, но также потому, что это интересно и потому, что мне нравится помогать другим людям развиваться, конечно же обрадуюсь, если кто-то узнает из моей статьи, как, к примеру, находить минимум в Прологе. Пусть даже, этот кто-то заплатит деньги не мне, а нехорошему человеку, который под моей статьёй поставил своё имя.

Юрий Попов, popoff.donetsk.ua

Смотрите также

Абрахам Маслоу. Мотивация и личность.
http://psylib.org.ua/books/masla01/index.htm

Форумы popoff.donetsk.ua
http://popoff.donetsk.ua/forum/

Последняя модификация: 07.12.06 12:21

Обсуждение статьи в форуме

Не проходите мимо! Оставьте Ваш комментарий в форуме! >>>

18.12.06 22:11 CJ Hop

Отличная статья, и я согласен со всем выше сказанным! Не зная, что автор преподаватель я бы подумал, что автор студент! До прочтения этой статьи я думал что преподаватели, какие то роботы (ну некоторые конечно с платами имитирующие человеческие чувства и эмоции), по крайней мере, большинство из них, а теперь я знаю, что среди преподавателей точно есть человек!
P.S. Если я обидел, кого-то из преподавателей, прошу меня простить.

12.04.11 11:24 t_box at mail dot ru

На кафедре экспериментальной физике, на которой я учился в универе, было правило, о котором нам сообщили на 1-м курсе. Оно заключалось в том, что преподавать на кафедре могли только «практики», т.е. настоящие учёные, занимающиеся не только преподаванием, но и (прежде всего!) научной деятельностью в университете. Можно было предположить, что «профессиональный» педагог имеет преимущество перед «любителем-смежником» в лице научного сотрудника, однако в большинстве случаев оказывалось как раз наоборот: учёный, увлечённый своим предметом намного глубже лекционного курса, мог «заразить» своим энтузиазмом и обучить предмету намного эффективнее, чем сугубо теоретик из пединститута с откатанной и чётко регламентированной учёбной программой. Сравнить мне было с чем, поскольку некоторые непрофильные, гуманитарные предметы читались нам преподавателями с других факультетов и институтов, зачастую не ведущими научной деятельности.  Это я к чему всё веду. Энергетика, которая передаётся от учителя к ученику, по моему мнению является катализатором усвоения информации. Если учитель учит чисто ради денег, то он передаёт «пустую форму» излагаемого предмета. Если же преподаватель вкладывает в свою деятельность душу и сам пронизан энергетикой познания, то он наполняет эту форму содержанием. И первым признаком качества преподавания мне кажется «выход за рамки» формальной программы и переход от монолога к диалогу. И не обязательно пахать 25 часов в сутки чтобы показать свой педагогический героизм и  этот «выход» за рамки. Ведь главное в обучении не напичкать студента информацией, а помочь ему уловить структуру и самостоятельно освоить материал, «знать где искать». Вопросов у любознательных студентов при этом возникнет конечно ещё больше, но задача преподавателя как раз в том, как мне кажется, чтобы научить студентов направлять свои вопросы к правильной соответствующей литературе и уметь интерпретировать найденные в ней ответы.    
Автору этого ресурса - респект и уважуха за доходчивость изложения информации!

Просмотреть все комментарии в режиме форума. Всего комментариев: 2
Не проходите мимо! Оставьте Ваш комментарий в форуме! >>>