[Закрыть]
 
popoff.donetsk.ua
Жизнь слишком коротка, чтобы заниматься тем, что не нравится.
Начало | Новости | Статьи | Форум | Опросы | Карта сайта | Обо мне
popoff.donetsk.ua - Статьи - ДонНТУ - События - 14 мая 2004: Психолого-педагогические аспекты взаимодействия преподавателей со студентами
Я это делаю
Персональное меню
Голосование
Деньги, либо любимое занятие? Постоянный адрес этого вопроса
Деньги, но неинтересная работа и невозможность уделить время семье
Интересная работа, возможность саморазвиваться, но нищенский заработок
Ваш возраст (не обязательно)
Почему? (не обязательно)

Голосование закрыто.

Поиск по сайту
Реклама
Обмен электронных валют
money.dn.ua
Статистика

14 мая 2004: Психолого-педагогические аспекты взаимодействия преподавателей со студентами

Постоянный адрес статьи

Анализ социологического опроса, проведенного на кафедре Прикладной математики и информатики Донецкого национального технического университета
14 мая 2004, ПМИ, ДонНТУ, Донецк

В благодарность тем людям,
которые помогли мне провести это исследование,
приняв участие в опросе.

В рамках изучения курса «Психология и педагогика высшей школы» мной было проведено социологическое исследование среди студентов и преподавателей кафедры прикладной математики и информатики Донецкого национального технического университета.

Прежде чем представить анализ результатов этого социологического исследования, обращу внимание на следующие моменты:

  • многие преподаватели, прочитав вопросы анкеты, обратили внимание на некорректность вопросов и предложенных вариантов ответов. Это связано с тем, что я не профессиональный педагог-психолог - я только учусь. Кроме того, я вынужден был составлять эти вопросы самостоятельно, без помощи своих преподавателей.
  • в опросе приняло участие очень мало людей: 10 преподавателей и 27 студентов. Половина опрошенных преподавателей - моложе 25 лет, только один принявший участие в опросе преподаватель старше 30 лет. Возможно именно этим объясняется то, что преподавательские анкеты так сильно похожи на студенческие: опрошенные преподаватели сами недавно были студентами и у них еще остались студенческие убеждения относительно преподавателей. Статистика по преподавательским анкетам, вероятнее всего, была бы совсем другой, если бы в опросе приняли участие все преподаватели кафедры.
  • студенты боятся высказать свое мнение: во время заполнения анкет было много разговоров относительно того, «а не будет ли нам потом плохо?»; не клали свои анкеты сверху, а засовывали куда-нибудь внутрь пачки, что бы я не мог определить, кто из них какую анкету заполнил и т.п. У преподавателей такого страха практически нет, хотя некоторые все же интересовались, кто, кроме меня, будет читать эти анкеты. Тем не менее, один преподаватель даже подписал свою анкету, хотя анкеты были анонимными.
  • многие вопросы анкеты не содержали вариантов ответов: опрашиваемые должны были самостоятельно придумать ответы на вопросы. С одной стороны, это хорошо тем, что опрашиваемым не навязываются конкретные варианты ответов: у опрашиваемых появляются мотивы придумать свои, новые варианты ответов, которых могло бы не оказаться в анкете, если бы там были готовые варианты ответов. С другой стороны, тратить много времени на заполнение анкеты народу, скорее всего, не хотелось и поэтому внимание акцентировалось только на «первых пришедших в голову» вариантах ответов. Хотя другие варианты ответов могут быть для опрашиваемых не менее важными, и если бы эти варианты ответов были заранее сформулированы в анкете, то большее число людей выбрали бы эти варианты ответов.
  • Поскольку вопросы анкеты были очень общие, то, фактически этим опросом были определены стереотипы, существующие у студентов и у преподавателей, а не реальное состояние ответов на эти вопросы. Это не касается всех заданных вопросов, но, тем не менее, не забывайте, что ответы могли получиться такими именно из-за наличия этих стереотипов.
  • Многие, особенно преподаватели, при виде анкеты реагировали фразой типа «Ого! Так много...». Я предвидел подобную реакцию, поэтому я ограничил количество вопросов в анкете так, что бы все вопросы поместились на одной странице. Это означает, что многие интересные вопросы не вошли в анкету.
  • Проценты ответивших лень было подсчитывать... К тому же не понятно, какие проценты считать: от общего числа заполнивших анкету, от общего числа ответивших на вопрос или еще какие-нибудь...
  • Это исследование было проведено в ходе изучения курса «педагогика и психология высшей школы» для подготовки статьи «Психолого-педагогические аспекты взаимодействия преподавателей со студентами». Статью можно почитать здесь.

Цель этого социологического опроса - выявить, какие ошибки допускаются преподавателями при взаимодействии со студентами, определить отношение преподавателей и студентов к самостоятельной работе студентов и выявить, какой стиль взаимоотношений превалирует в общении преподавателей со студентами. Некоторые вопросы в преподавательских анкетах были заданы просто потому что было интересно узнать ответы на эти вопросы.

Курсивом выделены слова, принадлежащие опрашиваемым.

Итак, ответы на вопросы получились следующие:

Какие, на Ваш взгляд, ошибки допускают преподаватели при проведении занятий и общении со студентами чаще всего? Проставьте, пожалуйста, оценку серьезности этих ошибок по пятибальной шкале (1 - это не ошибка, а просто замечание; 5 - ошибка чрезвычайной важности).

Этот вопрос был одинаково сформулирован и для преподавателей и для студентов. В этом вопросе не было вариантов ответов.

Для каждой ошибки приведена сумма баллов (в числителе) и количество людей, которые отметили такой вариант ответа (в знаменателе).

Студенты:

  • нелогичность (непонятность) излагаемого материала; недостаточные объяснения - 22/5
  • отсутствие объективности - 15/5
  • актуальность («нужность», полезность) изучаемых предметов - 14/3
    Проблема актуальности, вероятно, лишь в том, что у каждого человека - свое понимание актуальности. Кто-то собирается стать профессиональным верстальщиком, и тогда для него могут быть актуальны, например, технологии создания VBA-скриптов, которые в курсе ПО вообще не рассматриваются (по крайней мере, когда я учился). Я такие скрипты никогда не писал, и как-то до сих пор необходимости не ощущаю. Кто-то собирается стать профессионалом в написании быстродействующих высоконадежных программ. Актуальность, например, курса «Функциональное и логическое программирование» (я преподаю) для таких студентов не вызывает сомнения; остальные не поймут, зачем им морочат голову этим предметом - он им действительно не понадобится. Многие студенты вообще не планируют становиться профессионалами. Что является актуальным для таких студентов?
  • недобросовестное (или формальное, «отбывательское») отношение к работе - 12/3
  • считают себя «истинной в последней инстанции»;слишком жесткое отношение к студентам, слишком жесткий контроль знаний - 10/3
  • невнимательность, равнодушие по отношению к студентам - 7/3
  • предвзятое, шаблонное отношение к студентам - 8/2
  • некомпетентность - 7/2
  • работают только с сильными студентами и не обращают внимания на тех, кто не понимает; находят себе «любимчиков» - 7/2
  • преподаватели обращают особое внимание на незнание элементарных, с его точки зрения, понятий - 5/1
  • не заинтересовывают студента - 5/1
    Если бы я не старался ограничить количество вопросов в анкете, я обязательно задал бы студентам вопрос: «как заинтересовать студента?». Народ сколнен думать о том, что «преподаватели должны», но народ не задумывается над тем, насколько это возможно, без желания студента, заинтересовать его.
  • каждый преподаватель акцентирует внимание на том, что именно его предмет - самый важный, и что именно его следует изучать в первую очередь - 4/1
  • дают студентам «распуститься» - 4/1
  • скучные (слишком монотонные) лекции - 3/1
  • отсутствует чувство юмора - 3/1
  • переоценивают возможности студентов - 3/1
  • длительное повторение простого материала, недостаточное внимание к более сложным и интересным деталям - 2/1
  • опаздывают на занятия - 1/1
    Это, наверное, для отмазки, что б хотя бы один вариант ответа написать :)
  • думают, что студент знает материал за прошлые семестры - ?/1
    Вопрос - баллы не были проставлены.
  • все ошибки - мелкие, не заслуживающие внимания - ?/1
  • нет ошибок - ?/1

Комментарии студентов:

  • необходимо на первом занятии провести контрольный опрос, что бы узнать начальный уровень знаний
    Я провел этот опрос раньше, чем написал статью!!!
  • нужно больше времени уделять реальным примерам
    Реальные примеры часто оказываются слишком «узкоспециализированными», особенно в программировании. Большинство реальных примеров на самом деле с одной стороны, на несколько порядков сложнее учебных, а с другой стороны - не дают всего того, что дает учебный пример. Вопрос, на самом деле в другом - насколько хороши и интересны те примеры, которые принимаются в качестве учебных.

Преподаватели:

  • некомпетентность - 15/3
  • идут на поводу у студентов; мягкость; излишний демократизм - 9/3
  • шаблонность отношения к студентам - 10/2
  • отсутствие желания работать - 9/2
  • ругают студентов - 6/2
    Меня, например, ругали :) И у меня от этого пропадало желание что-либо делать :)
  • позволяют эмоциям влиять на работу - 6/2
  • общаются с родителями студентов - 6/2
    А как быть, если родители сами приходят? А как реагировать, если младшее поколение прохит просить за старших (в моей практике и такое было :)?
  • отказывают студентам в помощи - 6/2
  • безразличие по отношению к студентам - 6/2
  • ставят незаслуженные оценки - 5/1
  • невнимательность при оценке работы студентов - 5/1
  • сводят предмет к набору типовых шаблонно выполняемых заданий - 5/1
  • не обсуждают свою работу с другими преподавателями - 5/1
  • нелогично (или недоступным языком) излагается материал - 4/1
  • отсутствие чувства юмора - 3/1
    Что интересно, студенты это тоже заметили :)
  • завышенные требования - 1/1

Комментарии преподавателей:

  • относиться не безразлично трудно - не хватит сил на работу.
    Более того, относиться небезразлично опаcно: если это заметят - сядут на голову. Хотя, с другой стороны, если не заметят, то будут думать, что это не интересно.

Как Вы думаете, почему эти ошибки допускаются?

Этот вопрос был только в студенческих анкетах. В этом вопросе не было вариантов ответов. Цифра - количество студентов, которые дали такой ответ.

  • потому что все мы люди; усталость; «механические ошибки», «профессиональные ошибки» - 4
  • отсутствие профессионализма у преподавателей - 2
  • по вине студента - 2
  • преподаватели не видят в нас людей, не видят в нас личность - 2
  • отсутствие времени у преподавателя - 1
  • «преподавателем не может стать каждый, кто захочет» - 1
  • для преподавателей это работа, а не хобби - 1
  • равнодушное отношение к работе - 1
  • некомпетентность преподавателей - 1
  • преподаватели не повышают свой уровень образования - 1
  • из-за своего характера - 1

У преподавателей: Какие эмоции Вы чаще всего испытываете при общении со студентами?
У студентов: Какие эмоции Вы чаще всего испытываете при общении с преподавателями?

В этом вопросе было шесть вариантов ответа. В числителе указано количество преподавателей, выбравших этот вариант ответа, в знаменателе - количество студентов.

  1. только отрицательные - 0/0
  2. больше отрицательных - 0/0
  3. никаких эмоций - 1/4
  4. больше положительных - 7/14
  5. только положительные - 0/0
  6. Другое:
    • очень мало положительных - 1/
    • разные. Все зависит от самого студента (преподавателя) - 1/4
      Правильно. Нельзя обобщать.
    • азарт - /1
      Ух ты ж :)
    • уважение - /1

Комментарии студентов:

  • эмоции не должны мешать общению
  • преподаватели - тоже люди, поэтому они иногда вызывают отрицательные эмоции

Что, на Ваш взгляд, является самым важным во всем учебном процессе? Для чего предназначено обучение?

В этом вопросе не было вариантов ответа. Этот вопрос был одинаково сформулирован и у преподавателей, и у студентов.

Преподаватели:

  • дать знания, научить их применять на практике - 6
  • научить учиться - 3
  • дать толчок к обучению - 2
  • заинтересованность обоих сторон - 1
  • заинтересовать студентов - 1
  • излагать материал точно и полно - 1

Студенты:

  • для повышение уровня знаний, интеллекта - 10
  • практические навыки - 5
  • научиться учиться; научиться получать знания; научиться обучаться самостоятельно - 5
  • желание учиться, получать знания со стороны студентов - 2
  • научиться пользоваться источниками знаний - 2
  • научиться работать в коллективе - 1
  • взаимоотношения преподавателя со студентами - 1
  • интерес к учебе - 1
  • желание преподавать со стороны преподавателей - 1
  • контроль проделанной работы - 1
  • научиться думать - 1
  • научиться заниматься «неинтересными» делами - 1
  • что бы стать профессионалом - 1
  • учеба - это путь к достижению мечты - 1
  • получить диплом - 1

Вот так вот. А я-то всегда думал, что именно умение обучаться самостоятельно понадобиться каждому в любой работе. В реальной жизни вряд ли Вы найдете такую работу, где сотруднику будут долго рассказывать, что и как он должен делать: скорее всего объяснят только «что». А при работе с реальным заказчиком, хорошо если он хотя бы в двух словах (а не только в эмоциях) объяснит, ЧТО он хочет получить; «выбиване» такой информации из заказчиков - это вообще отдельная наука (которой, кстати, в университете обучают лишь очень поверхностно; большинство студентов, вероятно, даже не вспомнят, что «они это проходили»). Большинство тех знаний и умений, которым обучаются студенты, могут вообще не потребоваться в их будущей работе. Хорошо, если потребуются. Большую часть того, что придется использовать в реальной работе, скорее всего, придется изучать самостоятельно: изучить в университете ВСЕ просто невозможно, для этого жизни не хватит.

У преподавателей: Как часто Вы отказываете студентам в объяснении того, ЧТО они должны сделать?
У студентов: Как часто Вам отказывают в объяснении того, ЧТО Вы должны сделать?

В этом вопросе было пять вариантов ответа, по-разному сформулированных у студентов и у преподавателей.

  1. У студентов: постоянно нахожусь в состоянии неопределенности - 1
    У преподавателей: никогда не объясняю, для этого есть методички - 0
  2. У студентов: часто отказывают - 4
    У преподавателей: часто отказываю - 0
  3. У студентов: иногда отказывают - 11
    У преподавателей: отказываю, если на то есть причины - 2
  4. У студентов: обычно все объясняют - 6
    У преподавателей: обычно все объясняю - 5
  5. У студентов: мне всегда все сразу объяснят - 2
    У преподавателей: всегда всем все сразу объясню - 2

Замечания преподавателей:

  • могу отказать, если уже объяснялось много раз и это есть в методичке
    Это замечание было указано двумя преподавателями.

Угу. Очень интересно. Два преподавателя (из десяти) всегда все сразу объясняют двум (из двадцати семи) студентам. Половина преподавателей обычно все объясняют каждому пятому (22%) студенту. Никто не признался в том, что он отказывает часто четырем студентам. А один студент вообще постоянно находится в состоянии неопределенности.

Шутка :) А если серьезно, то причины такого несоответствия могут быть в следующем:

  • преподаватели могли ответить на вопрос «как они хотели бы, что бы было, окажись они на месте студента», а не «как они на самом деле делают».
  • преподаватели могут проецировать собственные отказы от приема задолженностей (что, вероятно, бывает часто) на отказы вообще. Таким образом, преподаватели могли ответить не на вопрос «как часто Вы отказываете в объяснении того, что студент должн сделать» а на вопрос «как часто Вы отказываете».
  • студенты могут быть склонными преувеличивать частоту отказов преподавателей за счет того, что один отказ может долго обсуждаться и подлежать частому акцентированию внимания на нем, в то время как безотказность часто может восприниматься как нечто само собой разумеющееся.
  • студенты могут проецировать отказы преподавателей от приема задолженностей (что, вероятно, бывает часто) на отказы преподавателей вообще. Таким образом, студенты могли ответить не на вопрос «как часто вам отказывают в объяснении того, что вы должны сделать» а на вопрос «как часто вам отказывают».
  • преподаватели, склонные отказывать студентам, отказались участвовать в опросе. Я сейчас составил для себя список, и вижу в нем восемь человек, которым я предлагал заполнить анкеты, но которые не приняли участие в опросе либо отказавшись сразу, сославшись на какие-либо причины, либо слишком сильно затянув время заполнения (на самом деле время и желание - это «какая-либо причина»). Более того, один преподаватель отказался заполнить анкету даже не дослушав до конца, что мне нужно, почему я это делаю и не объясняя причины отказа.
  • я как-то не так составил вопрос и варианты ответов.

У преподавателей: Когда студенты обращаются к Вам с вопросом относительно изучаемого предмета, :
У студентов: Когда студенты обращаются к Вам с вопросом относительно изучаемого предмета, :

В этом вопросе было предложено пять вариантов ответа, по-разному сформулированных у студентов и у преподавателей.

  1. У студентов: Вам всегда отказывают в помощи, невозможно добиться ответа ни на один вопрос - 0
    У преподавателей: Вы всегда отказываете в помощи, для этого есть конспект, методичка и т.п. - 0
  2. У студентов: Вам часто отказывают в помощи ссылаясь на отсутствие времени или другие причины - 2
    У преподавателей: Вы часто отказываете в помощи ссылаясь на отсутствие времени или другие причины; - 0
  3. У студентов: объяснят, если Вы повторите свой вопрос несколько раз в разных формулировках - 3
    У преподавателей: Вы объясните, лишь бы не тратить время на отговорки - 2
  4. У студентов: обычно объясняют, где и как узнать ответ на этот вопрос, но на сам вопрос не отвечают - 11
    У преподавателей: Вы обычно объясняете, где и как узнать ответ на этот вопрос, но на сам вопрос не отвечаете - 4
  5. У студентов: мне всегда все сразу объяснят - 7
    У преподавателей: Вы всегда сразу все объясните - 5

Другие варианты преподавателей:

  • объясняю, если этого нет в методичке или конспекте - 1
  • объясняю один раз всем, повторю только по уважительной причине - 1
  • укажу источники, если вопрос действительно сложен - 1

Другие варианты студентов:

  • объясняют, если вопрос не глупый - 1

Как Вы думаете, как должно быть?

Студенты:

  • должны все объяснить, дать примеры и указать на источники - 8
    Возможно, я сколнен впадать в крайности, но все же: когда мои друзья/знакомые (не студенты; не за деньги) обращаются ко мне за помощью, мы очень часто в ходе работы приходим к тому, что я вынужден задать вопрос: «в чем твоя цель - разобраться в этом материале или сделать эту работу?» Если цель - разобраться в материале, то я задаю наводящие вопросы, подсказываю возможные варианты ответов, подсказываю, где это можно найти ответ, отвечу на сам вопрос, если мне его зададут (но не опережая события и не выкладывая все и сразу) и т.д. Если цель - сделать эту работу, то я говорю, что будет проще, если я сейчс сяду за компьютер и в течение пяти минут решу эту задачу. Народ не понимает, что информация, полученная без особых усилий, не запоминается... Так в чем же цель?
  • должны объяснить, где и как узнать ответ на вопрос, но на сам вопрос не отвечать - 1
  • должны объяснить в свободное от работы время - 1
    А как же личная жизнь? Отдых? Обязательства перед другой работой? Что, вообще, в понимании вас, студентов, свободное от работы время? Лично для меня отдых - это особый вид работы, которая для меня так же важна, как и вся остальная работа.
  • учиться надо самому, преподаватель дает только источники - 1

Преподаватели:

  • объяснять, где и как узнать ответ на вопрос, но на сам вопрос не отвечать - 2
  • в любом случае помочь - 2
  • объяснять один раз всем, повторять только по уважительной причине - 1
  • всегда сразу все объяснять - 1
    Вероятно, для этого преподавателя отношения со студентами важнее знаний студентов, потому что, скорее всего, таких преподавателей любят больше, чем тех, которые заставляют думать. С другой стороны, студенту проще запомнить материал, если преподаватель ему нравится.

Замечания преподавателей:

  • не люблю, когда задают глупые вопросы, не разобравшись в материале
    Что интересно, кто-то из тоже студентов ответил: «ответят, если вопрос не глупый». Так что, господа студенты, хотите получить ответ на свой вопрос - подумайте сначала над ним самостоятельно.
  • студенты злоупотребляют вопросами

Замечания студентов:

  • преподавателю выгодно, что бы студент все понял. От этого растет его рейтинг
    Не растет от этого рейтинг. Рейтинг растет, если преподаватель примет активное участие, например, в международной олимпиаде, защитит Х диссертаций в год (судя по формулам подсчета рейтинга :) или, на худой конец, напишет методичку. А от того, что студент не понял, преподавателю на самом деле вообще ни холодно, ни жарко. Скорее даже не выгодно, потому что, если студент понял, то он не придет на частную консультацию, не заплатит деньги... Как сказал один преподаватель: «никакой госприемки нет, учебный процесс вообще можно довести до абсурда...»

Какая-то здесь, кстати, нестыковка получилась: на вопрос, как часто Вам отказывают, если вы спрашиваете «ЧТО вы должны сделать» большая часть студентов ответила «иногда отказывают», при этом на вопрос относительно сути изучаемого самого материала, получается, чаще «все объясняют»... Хотя, казалось бы, должно быть наоборот. Что интересно, тот студент, который постоянно находится в состоянии неопределенности относительного того, что он должен делать, отметил, что преподаватели могут объяснить по сути изучаемого предмета, если повторить вопрос несколько раз в разных формулировках. Наверное, я как-то неправильно сформулировал вопросы и варианты ответов...

Хотели бы Вы обучаться самостоятельно, не посещая занятия.

Этот вопрос был только у студентов. В этом вопросе было три варианта ответа. Студенты должны были так же ответить на вопрос «Почему?»

  1. да - 2
    Почему?
    • можно будет эффективнее планировать свое время - 1
    • результат тот же самый - 1
    Вероятно, эти два студента появились за счет того, что скоро конец семестра. Если бы я пришел с таким опросом на экзамен, цифры могли бы получиться совсем другими.
  2. все равно - 2
    Почему?
    • без посещения занятий тратится больше времени на понимание - 1
  3. нет - 16
    Почему?
    • на занятиях объясняют то, в чем я самостоятельно не могу разобраться - 4
    • не будет хватать общения - 2
    • домашняя обстановка не способствует обучению; пропадет интерес - 2
    • на лекции рассказывают то, о чем не пишут в книгах - 1
    • если отдельно с преподавателем, то да - 1
    • лучше, чем ничего - 1
    • если бы так, то пошел бы на заочный - 1
    • Как это почему??? - 1
  4. Частичное посещение занятий - 4
    Этого варианта ответа не было в анкетах; его дописали сами студенты.
    Почему?
    • на занятиях нам рассказывают, что нужно делать, остальное изучаем самостоятельно - 1
    • некоторые предметы слишком просты - 1

На самом деле этим вопросом я хотел выяснить отношение студентов к самостоятельной работе. Но своими вариантами ответов я фактически свел вопрос к организационному вопросу о посещении занятий.

У преподавателей: Даете ли Вы студентам возможность самообучения?
У студентов: Дают ли Вам возможность самообучения?

В этом вопросе было предложено три варианта ответ, по-разному сформулированных у студентов и у преподавателей. И студенты и преподаватели должны были так же ответить на вопрос «Как должно быть?»

  1. У студентов: большинство преподавателей требуют посещения всех занятий; наказывают за непосещения - 11
    У преподавателей: я требую посещения всех моих занятий; наказываю за непосещения - 1
    Возможно, преподаватели, склонные наказывать за непосещения, склонны так же отказывать (например, в заполнении анкет...). Кроме того, за непосещение чаще наказывают преподаватели старшего возраста. Молодые преподаватели, видимо, относятся к пропускам более лояльно.
  2. У студентов: обычно не требуют посещений, но приходится посещать все занятия, иначе ни в чем не разберешься - 12
    У преподавателей: обычно я не требую посещений, но без посещения занятий студенты не смогут разобраться в курсе - 5
  3. У студентов: большинство преподавателей предоставляют мне все возможности для самообучения - 2
    У преподавателей: я предоставляю студентам все возможности для самообучения - 4

См. мои комментарии к предыдущему вопросу.

Как Вы думаете, как должно быть? (Варианты студентов)

  • нужно более лояльно относиться к посещаемости; по желанию студента - 5
  • посещение должно быть полностью свободным - 4
  • нужно требовать посещения, наказывать за непосещения - 3
  • нужно требовать посещения, но не наказывать за непосещения - 3
    интересно, зачем именно так?
  • нужно накладывать на студентов больше обязательств - 1
  • посещение должно быть свободным при некоторых условиях - 1
  • нужно дать распечатки лекций, а не убивать время на диктовку - 1
    полные лекции по любому предмету можно найти на www.yandex.ru или на www.google.com :)
  • дать максимум возможностей для самообучения - 1
  • нужно проводить больше консультаций - 1
    для приема задолженностей?

Как Вы думаете, как должно быть? (Варианты преподавателей)

  • студент сам должен выбирать, какие занятия посещать; посещение должно быть свободным - 3
  • студенты должны посещать те занятия, которые им интересны - 1
  • сдавать все в срок - 1
  • студенты должны ходить на все занятия, и при этом в отдельное время заниматься самообучением - 1
  • на младших курсах - обязательное посещение, на старших - необязательное - 1

Комментарии преподавателей:

  • насилие никогда не способствовало образованию
  • многие студенты способны разобраться в материале самостоятельно. Все зависит от сложности и объема изучаемого предмета
  • на практике свободное посещение не осуществимо, поскольку позже придется уделять студентам много личного времени

Можно ли студентам дать возможность самообучения?

Этот вопрос был только у преподавателей. В этом вопросе было три варианта ответа. Преподаватели должны были так же ответить на вопрос «Почему?»

  1. да, это дело студента - 6
    Почему?
    • то, что человек узнает сам, запомнится лучше и на дольше; выше эффективность - 3
    • шире охват - 1
    • обучение - это всегда только самообучение - 1
  2. да, только выборочно - 4
    Почему?
    • это будет развивать творческие способности студентов - 1
    • менталитет не позволяет - 1
    • большинство студентов не способны обучаться самостоятельно - 1
    Комментарии:
    • если студент действительно готов изучить материал самостоятельно
    • молодежь не понимает, что знание - это сила
  3. нет - 0

У студентов: Как Вы думаете, внушают ли преподаватели студентам уверенность в своих силах?
У преподавателей: Хвалите ли Вы студентов?

В этом вопросе было предложено пять вариантов ответа, по-разному сформулированных у студентов и у преподавателей.

  1. У студентов: преподаватели постоянно говорят студентам, что они ничего не умеют делать - 4
    У преподавателей: постоянно приходится объяснять студентам, что они ничего не умеют делать - 1
  2. У студентов: обычно преподаватели показывают студентам, что они не разобрались в изучаемом материале - 6
    У преподавателей: часто приходится показывают студентам, что они не разобрались в изучаемом материале - 5
  3. У студентов: большинству преподавателей безразлична уверенность студентов в своих силах - 2
    У преподавателей: мне безразличны эмоции студентов - 1
  4. У студентов: некоторые преподаватели могут показать студентам, что они разобрались в изучаемом материале, даже если на самом деле они не совсем разобрались - 4
    У преподавателей: могу показать студентам, что они разобрались в изучаемом материале, даже если на самом деле они не совсем разобрались - 2
  5. Другое:
    У студентов:
    • по-разному - 2
    • студент сам знает свой уровень знаний - 1
      проблема только в том, что некоторые студенты пытаются обмануть преподавателей, говоря о высоком уровне собственных знаний :)
    • когда нужно, они это сделают - 1
    У преподавателей:
    • хвалю редко - 3
    • да, хвалю - 2

Комментарии преподавателей:

  • хвалю мало, постараюсь исправиться
    Спасибо :) Всегда приятно думать, что сделал что-то хорошее :)

Было ли когда-нибудь, что Вам в качестве наказания предлагали провести занятие вместо преподавателя?

Изначально этот вопрос был сформулирован «Угражали ли Вам когда-нибудь....», в такой формулировке этот вопрос изначально присутствовал и у студентов и у преподавателей; именно этот вопрос вызвал у большинства преподавателей массу эмоций, поэтому позже я исключил этот вопрос из преподавательских анкет и переформулировал его в студенческих анкетах. Но, большинство участвовавших в опросе преподавателей (8 человек из 10 участвовавших) все же ответили и на этот вопрос. В этом вопросе было предложено три варианта ответа, по-разному сформулированных у студентов и у преподавателей.

  1. У студентов: да - 2
    У преподавателей: да - 2
  2. У студентов: предлагали другим в моем присутствии - 4
    У преподавателей: не помню - 0
  3. У студентов: нет - 18
    У преподавателей: нет - 6

Комментарии студентов:

  • поощряли этим - 1
    Только одного...

Примечательна одна ситуация: я пришел с этими анкетами на пару, выдал их студентам и дал одну преподавателю. Преподаватель, прочитав этот вопрос, сказала: «Да, только что. Я сказала, что если он не прекратит разговаривать, то сейчас выйдет к доске и продолжит лекцию вместо меня.». При этом в этой группе вариант «да» отметил только один человек (наверное, тот, которому предлагали :). Либо студенты спят на лекциях и ничего не слышат, либо под словом «угроза» (как вопрос был сформулирован у большинства студентов) понимается что-то, что вызывает страх, а поскольку страха не было, то и угрозы не было. :)

У преподавателей: Как Вы думаете, студенты хотели бы подготовить и провести за Вас занятие?
У студентов: Хотели бы Вы подготовить и провести занятие за преподавателя?

В этом вопросе было предложено четыре варианта ответов, по-разному сформулированных у студентов и у преподавателей.

  1. У студентов: да, мне уже приходилось проводить занятия самостоятельно - 2
    У преподавателей: да, студенты часто с интересом самостоятельно проводят занятия (части занятий) - 0
  2. У студентов: да, но ни разу не довелось провести такое занятие - 1
    У преподавателей: да, но все занятия я провожу самостоятельно - 3
  3. У студентов: нет - 16
    У преподавателей: студентам не интересно проводить занятия - 2
  4. Другое:
    У студентов:
    • нет, но мне приходилось проводить часть занятия - 1
    У преподавателей:
    • большинству студентов неинтересно проводить занятия - 1
    • студенты не в состоянии провести занятие - 1
    • претендентов не было - 1
    • не знаю, возможно, некоторые хотели бы - 1
    • не знаю - 1

Как Вы считаете, как нужно реагировать преподавателю, если студенты начинают «выпрашивать» у него незаслуженную оценку?

Этот вопрос был одинаково сформулирован и у преподавателей, и у студентов. В этом вопросе не было вариантов ответов.

Варианты ответов студентов:

  • по обстоятельствам, по своему усмотрению; в некоторых ситуациях - завысить оценку - 8
  • задать дополнительный вопрос; дать возможность заслужить оценку - 6
  • поставить завышенную оценку - 4
  • не ставить завышенные оценки, резко прервать разговор - 4
  • отказать и дать возможность пересдать - 1
  • да - 1
    Претендент на самый веселый ответ :)

Варианты ответов преподавателей:

  • не соглашаться - 3
  • поставить завышенную оценку, но сначала «помучить», что б заслужил - 2
  • задать дополнительный вопрос - 2
  • отшутиться, но оценку не ставить - 1
  • поставить завышенную оценку - 1
  • ставить то, что заслуживают - 1

Комментарии преподавателей:

  • только не владеющий материалом студент может просить незаслуженную оценку. Хороший студент знает, как много ему не известно - 1
    Правильно. У хорошего студента и так будет хорошая оценка. Только это ж не повод ставить всем двойки, так?
  • аргументировать выставленную оценку, указав на все допущенные ошибки - 1
  • помогает рейтинговая шкала оценок, когда студент сам для себя выбирает оценку - 1

Как реагирует большинство преподавателей в такой ситуации? (Этот вопрос был только у студентов)

  • отказывают - 14
  • по-разному - 5
  • никогда не сталкивался с такой ситуацией - 2
  • идут на уступки - 1

Комментарии студентов по поводу того, как им отказывают:

  • указывают дорогу в направлении двери
  • упрекают за лень
  • «морозятся», делают какой-то вид
  • говорят: «иди учи!» или «приходи в следующий раз!»

Заставляют ли Вас делать в университете что-либо такое, что, на Ваш взгляд, не относится к Вашим непосредственным обязанностям? Если да, то что?

Этот вопрос был только у преподавателей. В этом вопросе не было вариантов ответов.

  • не заставляют - 6
  • заставляют, но это не тяжело - 3
  • демонстрации, субботники - 1
  • подсчет баллов, формирование отчетности - 1

Какие плюсы и минусы Вы видите во введении рейтинговой оценки работы преподавателей?

Этот вопрос был только у преподавателей. В этом вопросе не было вариантов ответов.

  • нет плюсов - 3
  • стимулирование преподавателей - 3
  • ненужная работа, бюрократия - 3
  • активизируется методическая работа - 1
  • по формальным показателям лучшим может оказаться совсем не лучший преподаватель, а только тот, который соблюдает все формальности - 1
  • не достаточно пунктов, по которым начисляют баллы - 1
  • количество часто растет в ущерб качеству - 1
  • нет никакого смысла - 1

Юрий Попов, popoff.donetsk.ua

Смотрите также

Статья с рекомендациями, основанная на анализе этого опроса:
http://popoff.donetsk.ua/text/donntu/events/20040514/article.html

Последняя модификация: 20.01.10 12:36

Не проходите мимо! Оставьте Ваш комментарий в форуме! >>>